Подготовка

Одним из самых больших сторонников проекта был городской глава Василий Ненашев. Дорогу начали строить только в марте 1910 года и уже к апрелю 1911-го приступили к техническим испытаниям. Прокладывали пути (а это более 140 вëрст), возводили инфраструктуру: вокзалы, разъезды, мосты.

Строили на средства акционерного общества, контрольный пакет акций принадлежал городской управе Ейска и станичным обществам казаков, через чьи земли пролегала «железка». Основной капитал учреждаемого общества – 1,1 млн руб. Срок концессии определяется в 81 год со дня открытия по линии правильного движения. Правительство имело право преимущественного выкупа после 25 лет эксплуатации дороги.

Не обошлось без интриг: руководство Владикавказской железной дороги в пику ейскому проекту строительства линии Сосыка-Ейск выдвигает взамен свой – подъездной ветви от Ейска к станции Кущёвка.

Стройка

К строительству дороги был привлечён талантливый инженер Сергей Палашковский, до этого построивший ейский морской порт. Подрядчиком стал инженер-путеец и предприниматель Михаил Брайкевич. Кстати, это двухэтажный дом Михаила Васильевича Брайкевича стоит напротив вокзала. Он – уменьшенная копия дома Михаила Васильевича в Одессе. Ейский примечателен тем, что на нём до сих пор сохранилась редкая для нашего города сланцевая крыша.

Стройматериалы подвозили по лиману. Для железнодорожной насыпи брали песок и ракушку с Ейской косы, куда была проложена специальная железнодорожная колея. Правда, это впоследствии нанесло большой ущерб Ейской косе во время наводнения 1914 года.

Торжественное открытие железной дороги и вокзала состоялось 24 июля 1911 года. Огромное, просторное двухэтажное здание было одним из самых лучших вокзалов на Северном Кавказе. Оно было окрашено в несколько цветов, на фасаде, который смотрел в сторону городских улиц, имелся герб Кубанской области и декор в виде гирлянд из лавровых ветвей. Со стороны перрона приезжающую публику встречала раскрашенная надпись «Ейск».

Открытие

На открытие прибыла сама супруга тогдашнего кавказского наместника Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова.

Торжества были пышными: собрались все атаманы станиц Ейского отдела, члены городской думы, купцы и промышленники, учащиеся местных заведений. Произносились речи, устраивались банкеты, проходили массовые гуляния от самого вокзала и до Широчанки.

Для руководства деятельностью построенной железнодорожной ветки создаётся правление, которое вначале находилось в Санкт-Петербурге, а с 25 мая 1912 года было переведено в Ейск. Управляющим дороги был назначен Кадкин, а председателем правления – Чистяков.

Уже за первый год было перевезено свыше 125 тысяч пассажиров. От Сосыки до Ейска шли два поезда: почтовый – 4 часа, грузо-пассажирский – почти в 2 раза дольше. А паровозам местные жители ещё долго «дывылись» (как и появившимся чуть позже «еропланам»).

Правление железной дороги находилось вначале в здании на улице Черноморской (улица Ленина), затем на Воронцовском проспекте (улица Маркса).

Здание ейского вокзала было возведено в модном тогда стиле модерн, на сохранившихся фото оно великолепно и сейчас бы отлично смотрелось. В 1942 году, при отступлении советских войск, здание было взорвано.

Нынешнее – в духе сталинского классицизма – возведено уже после Великой Отечественной войны на фундаменте разрушенного здания. Об этом есть приказ министра путей сообщения СССР Бориса Бещева от 31 мая 1952 года. Полностью завершилось строительство в 1956 году, но по документам здание введено в эксплуатацию 30 декабря 1955 года.