В январе в нашей газете вышла статья об истории появления села Воронцовки. Материал был также опубликован на нашем сайте. Именно там мы получили два интересных отклика-комментария.

Читательница Ирина родилась и выросла в Воронцовке. Она благодарит газету за то, что из публикации узнала много нового о своей малой родине. Раньше она каждое лето приезжала отдыхать в родные места, но вот уже несколько лет там не бывала. Однако статья заставила её вспомнить своё детство.

«В Воронцовке есть парк, посаженный в 60-70-х годах ХХ века, – написала Ирина. – Оба моих дяди участвовали в посадке этого берегоукрепительного парка. Раньше его размеры были велики, но спустя много лет море взяло своё, весь парк упал в воду, сейчас там осталось 4-5 рядов деревьев вдоль обрыва. Также упали в море рыбозавод, водокачка (сейчас её бетонный котлован висит над морем, хотя возможно и упал в воду, я не была там 2 года, а раньше мы в нём ловили головастиков), насаждения туй (место праздного времяпрепровождения сельских бездельников), знаменитый Герман-сад. В последнем многие искали клад: была легенда, что его закопали немцы перед незапланированным отъездом. Также копали старые немецкие могилы, которые и сейчас есть на местном кладбище, в поисках сокровищ. А ещё была байка, что в набалдашнике немецкой кровати нашли золото.

Герман-сад сам был 100 лет назад сокровищем: богатая усадьба, украшенная красивым палисадником, как из сказки «Красавица и Чудовище». Уж не знаю, был ли там сад, но красивые тюльпаны у местных жителей – это потомки луковиц из Герман-сада».

Ещё один отклик пришёл из далёкой Германии от Якоба Богера. Читатель упрекает нас в некоей неточности изложения фактов. По его мнению, источники корреспондента изобилуют домыслами и догадками Надежды Филоновой. Действительно, в большей части исторического экскурса я опиралась на собранные Надеждой Яковлевной материалы. «Надежда Яковлевна была учителем истории, – рассказала мне жительница Воронцовки Татьяна Чумаченко. – Сегодня её уже нет в живых. Но она писала дипломную работу о Михельстали. Её источники не архивные справки, а люди, которые жили с основания села».

Тем не менее, мы очень благодарны Якобу Богеру за информацию из архивных документов 1852 года, где написано о выделении земли для переселенцев. Далее читатель поясняет: «Первые три года колонисты жили в землянках, строили дома из деревянного бруса, глины и других подручных материалов. Была построена школа, которая одновременно служила и кирхой. В 1856 г. в школе обучались 68 учеников. Хутора появились в конце 1880 и начала 1900 гг., когда, начиная с 1870 г., немцы начали покупать у должанских казаков земли, близлежащие к колонии. Для их обработки строили временные здания, которые со временем превратились в хутора. На этих хуторах жили и трудились много выходцев из Глафировки Донской области».

Интересно ещё одно уточнение Богера: «Согласно указу от 1852 г., немцам было запрещено производство алкоголя. Виноградники в Воронцовке появились в начале 30-х годов». Получается, что появлению виноградников Воронцовка обязана не немцам, а, скорее, переселенцам из Румынии.

Факт

К слову, потомки тех самых основателей села несколько лет назад приезжали из Германии в Воронцовку. Собирались в здании бывшей кирхи, вспоминали прошлое, делились документальными фактами, которые мечтают опубликовать в будущем. Тогда жители попросили помощи у гостей в ремонте бывшей кирхи. Им прислали подробную схему исторического здания и план предполагаемых работ по его восстановлению.