22 июня 1941 года в четыре часа утра Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. И с этого момента жизнь большой страны  была подчинена одной цели – разгрому немецко-фашистских оккупантов.

О том, какие меры принимались партийными и советскими органами для организации отпора немецко-фашистским оккупантам, рассказывают миллионы страниц документов, хранящихся в архивах на территории всего бывшего Советского Союза. Но многие из них засекречены. В распоряжении редакции оказались рассекреченные копии протоколов бюро Краснодарского краевого комитета ВКП (б), исполнительного комитета краевого совета депутатов трудящихся, информационные записки ответственных партийных работников. Эти документы, предоставленные редакции Ейским районным историко-краеведческим музеем, и легли в основу данной публикации.

25 июня 1941 года бюро Краснодарского краевого комитета ВКП (б) рассмотрело вопрос о формировании при горрайотделах НКВД истребительных батальонов. Персональная ответственность за организацию батальонов была возложена на первых секретарей горрайкомов партии, начальников  городских и районных отделов НКВД. В истребительные батальоны направлялись коммунисты, комсомольцы, беспартийные, прошедшие военную подготовку.

В Ейске был создан городской комитет обороны, в состав которого вошли секретарь горкома ВКП (б) Головатый (председатель), члены комитета Марков, Левченко, Редникин, комендант гарнизона Афанасьев. Однако, как показал дальнейший ход событий, начальники гарнизонов менялись недопустимо часто. За  11 месяцев сменилось 12 начальников гарнизона. И, как отмечал председатель ГКО Ейска Головатый, приходится заново устанавливать связи, определять порядок и планы совместной работы.

Продукты – по карточкам

25 августа 1941 года на заседании исполнительного комитета Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся принято решение о введении карточек на хлеб, сахар, кондитерские изделия  в городах и рабочих посёлках края. Карточки выдавались по установленным Советом народных комиссаров СССР категориям. По первой категории в день на одного человека выдавалось 800 граммов хлеба, по второй категории – 600 граммов, служащим по первой категории – 500 граммов, служащим по второй категории – 400 граммов, иждивенцам по первой и второй категории, детям до 12 лет – 400 граммов хлеба.

Город бомбили

Близость Ейска к фронту держит город под угрозой налётов вражеской авиации, которая с наступлением весны значительно активизировалась. Увеличилось количество налётов и количество сброшенных бомб. Если в 1941 году на Ейск совершено 10 ночных и 70 дневных налётов, то за пять месяцев 1942 года бомбили город 162 раза. От бомбёжек пострадало 105 человек. Из них 43 было убито, 60 ранено, двое скончались от ран.

Не всё гладко с обороной

В мае 1942 года заведующий организационным инструкторским отделом крайкома ВКП (б) Музыченко информировал краевой комитет партии о том, что в Ейске происходит неразбериха с оборонными работами. Там имеется много начальников, но порядка мало. Морская пехота, гарнизон

войск НКВД, кавалерийские части предлагают своё, нет единого плана оборонных работ. Из тысячи человек, направленных на строительство оборонительных сооружений, работают 300-400 человек, остальные ходят с одного места на другое. Заворг предлагал прислать другого начальника, который сможет навести порядок и обеспечить безусловное выполнение работ по укреплению обороны Ейска…

Не диверсия, а обычное разгильдяйство

14 июля уполномоченным крайкома ВКП (б) Климовым  на имя первого секретаря краевого комитета партии Селезнёва была направлена информационная записка о произошедших на территории Ейского, Лиманского и Староминского района пожарах. В первом случае пожар произошёл на пшеничном поле колхоза «Вторая большевистская весна», расположенном в посёлке Широчанка. Сгорело 12,8 гектара пшеницы. Причинами возгорания могли явиться низколетящие над полем самолёты, либо поджог. Прилегающие к месту пожара поля были оцеплены и обследованы, посторонних лиц не обнаружено.

11 июля в колхозе «Красное знамя» станицы Ясенской сгорела молотилка. Следствие установило, что пожар произошёл из-за курения трёх колхозников вблизи от молотилки. Виновные арестованы и передаются в ревтрибунал.

13 июля в Лиманском и Староминском районах сгорело 5 и 8,15 гектара озимой пшеницы соответственно. В обоих случаях возгорание произошло от трактора. О судьбе тракториста из Лиманского района в записке ничего не говорится. А вот колхозникам из Староминского района пришлось отвечать по всей строгости закона. Как выяснилось, на тракторе ЧТЗ износился палец гусеницы. Тракторист Татаренко по распоряжению бригадира Кухтик заменил вышедшую из строя деталь. Но поставил нестандартный палец, который свободно вошёл в гнездо без опрессовки. Во время работы палец вышел наружу и одним концом стал цеплять за нижний щит гусеницы. Часть пальца в раскалённом виде упала на стерню, вследствие чего возник пожар. Бригадир Кухтик и тракторист Татаренко были арестованы и переданы ревтрибуналу.

Пожары были локализованы и потушены благодаря совместным усилиям колхозников, военных.

Ошибки были учтены

На заседании бюро Краснодарского крайкома ВКП (б), состоявшееся 25 августа 1941 года, обсуждалась готовность городов и районов края к противовоздушной и противохимической обороне. Было отмечено, что постановление правительства о всеобщей  обязательной подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне выполняется крайне медленно. В число городов, где эта работа ведётся неудовлетворительно, попал и Ейск. Значительная часть населения города не охвачена учёбой. Слабо поставлено практическое обучение команд на объектах и групп самозащиты.

Критика, прозвучавшая на заседании бюро, ейчанами была учтена. В соответствии с решением Краснодарского крайкома ВКП (б) Ейский комитет обороны сформировал из числа рабочих и служащих караульную роту численностью 120 человек. В каждую ночь выставлялось 15 парных патрулей. В городе сформировано и укомплектовано 26 объектовых групп самозащиты и 11 постов противовоздушной и противохимической защиты. 32 поста ПВХО размещаются в жилом секторе.

Предприятиями и учреждениями города  приспособлены под газоубежища 18 подвалов и 12 дооборудуются. В городе отрыто и укрыто 1462 метра убежищ-щелей общего пользования. Помимо этого  на 85-90 процентов в жилых домах имеются убежища-щели, вырытые и укрытые самими жильцами.

Согласно приказу комитета обороны и наряда крайвоенкомата в Ейске были укомплектованы и приступили к занятиям спецподразделения третьей очереди всеобуча. Комплектование подразделений проведено из военнообязанных 1912-24 годов рождения и девушек 1915-23 годов рождения. Примечательно, желающих пройти обучение воинскому делу оказалось намного больше, чем было установлено крайвоенкоматом. По программе всеобуча готовили автоматчиков, стрелков и снайперов, которые пополнили ряды Красной Армии.