На протяжении веков наша страна сталкивалась с предательством и агрессией со стороны тех, кого считала союзниками. Исторический опыт показывает, что заботясь о безопасности и сохранении государства, надеяться стоит лишь на собственные силы и решительность.

Будь то Крымская война XIX века, когда западные державы открыто выступили против нас, или интервенция Антанты после революции 1917 г., продемонстрировавшая корысть бывших союзников Российской империи.

25 апреля 1945 г. на Эльбе встретились войска союзников: соединения 1-го Украинского фронта армии СССР и 1-й армии США. Но не прошло и года, как уже прозвучала фултонская речь Уинстона Черчилля, положившая начало холодной войне.

Нынешняя международная ситуация подтверждает прежние уроки истории: иностранные «партнёры», а то и «вечные друзья» проявляют враждебность, поддерживая противников нашей страны. Сегодня я хочу рассказать о событиях, которые произошли более 170 лет назад, но напрямую касаются ейчан. 

Крымская война

К середине XIX в. Россия упрочила своё положение на Азовском и Чёрном морях, тесня Османскую империю к югу.

Англия и Франция, безраздельно господствовавшие на Ближнем Востоке, с тревогой наблюдали за ростом российского влияния в этом важном регионе. И не просто наблюдали, а пытались ослабить нашу страну военным столкновением с турками, которых поддерживали оружием, советниками. В европейских газетах была устроена настоящая травля нашей страны: карикатуры, памфлеты, «научные» исследования…

В октябре 1853 г. турецкий султан, подталкиваемый своими англо-французскими союзниками, объявил России войну. Первые же сражения показали слабость турецкой армии. Англо-французская коалиция решила официально вступить в военные действия, и в сентябре 1854-го началась осада Севастополя.

Город мужественно держался, планы скоротечной оккупации Крыма провалились. Чтобы уменьшить возможность материальной и военной поддержки Севастополя, союзники объявили о начале блокады черноморских и азовских портов России. Большинство кораблей союзного флота были паровыми, а русские корабли почти полностью парусным. Русские прибрежные города подверглись жестоким атакам англо-французских судов. Тогда были захвачены и разграблены Керчь и Бердянск. В Арабатской крепости, Геническе и Таганроге враг получил решительный отпор.

Ейские события

24 мая того же года эскадра численностью в 18 пароходов, стала на якорь на внешнем рейде севернее Ейска и готовилась к его бомбардировке.

Экипаж подготовил десантников на случай, если порт не примет парламентёров и придётся прибегнуть к силе. Утром 25 мая на берег высадился отряд. Не имея должной зашиты, подвергшись внезапному нападению, абсолютно мирный город вынужден был выполнить все требования врага. Все казённые припасы, обнаруженные в Ейске, были уничтожены. В городе запылали склады и лавки с зерном. Десант противника убыл на корабли, и до утра город не спал. Тушили пожары, спасали добро.

Самые трагические для Ейска события развернулись через 5 месяцев. 22 октября, ближе к вечеру, на Ейском рейде против северной оконечности города, появились 8 кораблей английской эскадры.

Накануне их экипажи сожгли рыболовные заводы в ст-це Камышеватской и пытались высадиться в ст-це Должанской, но были отбиты расквартированными казаками 45-го Донского полка.

23 октября корабли противника высадили десант в районе с. Глафировки. Действовали сноровисто, сожгли хлеб в скирдах и на токах, лес и дрова в штабелях. Обнаружив укрепления, открыли огонь по селу. Шрапнель и зажигательные снаряды густо обложили мирное село, метались по улицам насмерть напуганные жители. Для более эффективного артогня по Глафировке канонерка обогнула косу, подошла к селу с южной стороны и начала обстрел той его части, которая была недосягаема канонирам основного отряда. Практически беззащитное село пылало громадным костром пожаров.

В это же время начался обстрел Ейска. Противник имел бесспорное преимущества: на море он был недосягаем, отсутствие артиллерии у обороняющихся позволило врагу с беззастенчивой наглостью подходить к городу на кратчайшие дистанции и в упор расстреливать избранные цели.

От «джентльменства» и хвалёной английской добропорядочности не осталось и следа, когда появилась возможность  безнаказанного обстрела сугубо гражданских объектов, какими были Глафировка и совсем молодой Ейск.

В городе высадился десант, насчитывавший около 600 человек. Под прикрытием артиллерийского и штуцерного огня десант жёг всё, что попадалось по пути в районе современных стадиона и вокзала. Враг попытался ворваться в город на участке, где раньше был оборонительный вал между Воронцовским проспектом и Греческой улицей (ул. Калинина). На откосе гребня, располагавшегося по ул. Бердянской, оборону держали казаки. Здесь десант был остановлен и стал поспешно отступать на корабли.

Человеческие потери оказались незначительными: ранено 6 солдат, 1 контужен, под казаками убито 2 лошади.

Однако городу был нанесён значительный материальный ущерб: сгорело 80 построек, несколько лесных бирж, повреждено 62 частных дома, сильно пострадало здание Покровской церкви, сожжены большие запасы фуражного сена. В числе сгоревших построек было 35 кирпичных производств, 12 ветряных мельниц. В результате варварской бомбардировки города был повреждён или сгорел каждый 10-й дом. Подробно о событиях, когда со стороны моря пришла смертельная опасность, описано в книге ейского краеведа Николая Бельцева «Ейск – первые испытания».

Спецоперация 

В ходе СВО изменился правовой статус Азовского моря. Да и всё изменилось… До спецоперации Украина и Россия при использовании Азовского моря руководствовались двусторонним договором, заключённым в 2003 г.

Когда 17 сентября Президент РФ Владимир Путин посетил Ейск, по итогам заключения договора с Украиной он провёл совещание по военно-дипломатическому присутствию в Черноморско-Азовском регионе. Несмотря на наличие договора, России пришлось столкнуться с многочисленными препятствиями в деле его реализации, чинимыми украинской стороной.

Одним из сложнейших стал режим прохода судов в Керченском проливе при использовании судоходного фарватера. Это привело к обострению отношений, когда со стороны Краснодарского края была предпринята попытка восстановить косу Тузла, чтобы возобновить связь с о. Тузла. Он образовался ещё в прошлом веке, когда в результате урагана была смыта часть косы Тузла. Географически и исторически остров относился к Кубани, но юридически он находился в составе Крыма, который с распадом страны отошёл к Украине.

Обстановка в акватории Азовского моря накалилась после 2014 г. Украина не признала воссоединение Крыма с Россией, пограничники «незалежной» начали задерживать корабли, которые заходили в порты полуострова. 

В 2020 г. стало известно, что Украина собралась в районе Бердянска построить военно-морскую базу. Возводить объекты собирались американские военные. В связи с этим становилось ясно, что базой на самом деле пользоваться будет армия США. Всё это вызывало крайнюю тревогу в Москве. Присутствие США, а следовательно блока НАТО в Азовском море создавало угрозу для всего юга России, обширному региону.

Опасности подвергалась одна из самых густонаселённых частей страны.

В ходе СВО российские войска заняли северное побережье Азовского моря, в том числе ключевые города: Мелитополь, Бердянск, Мариуполь – перешли под наш контроль. Россия стала контролировать всё побережье.

Исторический шанс

Среди важнейших проблем регионов Азовского моря – экология и браконьерство. Основными источниками загрязнения стали «чёрные реки», которые бегут из заброшенных шахт, промышленные воды с металлургических предприятий Приазовья, нарушенная экология впадающих в море рек, прежде всего Дона и Кубани.

Трудно представить, как можно регулировать биоресурсы моря, если у него несколько хозяев. Все усилия России в последнее десятилетие, предпринятые для восстановления популяции осетровых пород, сводились на нет браконьерством Украины. Российские пограничники свели до минимума браконьерство с российской стороны в Азовском море. Однако с украинской стороны оно приняло масштабный характер.

Береговая зона имеет значительную экономическую перспективу, которую раньше не использовали. Восстановление прибрежных городов необходимо проводить в комплексе с развитием туриндустрии, тем более что в РФ назрела необходимость создать новый туристический кластер, куда можно направить возрастающие потоки отдыхающих.

Не зря по поручению президента России Агентство стратегических инициатив подготовило Стратегию устойчивого развития Приазовья до 2040 г., в которую включены мероприятия, касающиеся и развития Ейского района.

Так что, подводя итоги всему, что мы знаем, полагаться нужно исключительно на внутренние ресурсы и волю народа. Только таким образом Россия способна преодолеть любые испытания и сохранить свою независимость.

Юрий ДАВЫДОВ, заместитель председателя совета ветеранов Ейского района