Ночь. Рабочий день давно окончен. На столе лежат бумаги: справки ещё советских времён, выписки, неопубликованные рукописи, эссе по истории Приазовья, книги, уже ставшие классикой кубановедения. А ещё фото документов в телефоне и записи в блокноте. Они появились у корреспондента газеты «Приазовские степи» благодаря сотрудникам Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова и Ейского районного краеведческого музея. Смотрю перед собой в темноту…
– Как мне вас называть, учитывая солидный возраст и юбилей? Господин Ейский район, товарищ?
– Последнее, пожалуй, будет уместнее, большая часть этого столетия пришлась на советское время.
– Но ведь вы гораздо старше? Опустим подробности туманной юности?
– Да, мне гораздо больше лет. Называли меня по-разному. А вспомнить действительно есть о чём.
Перед Великой Отечественной войной краевед Владимир Самсонов, чьё имя сегодня носит городской музей, писал в газете «Ейская правда» (предшественница «Приазовских степей»), что люди живут на территории Приазовья и Ейского района, в частности, не одно тысячелетие. Найденный на глубине 15 м кремниевый скребок позволяет сделать такое предположение. Примечательно, что кости мамонта находились в слое земли гораздо выше. Получается, что ещё задолго до того момента, как последний шерстистый слон топтал морское побережье, эти места облюбовали люди каменного века.
Впрочем, не всё так однозначно. Директор Ейского районного краеведческого музея Александр Дорошенко выдвигает чрезвычайно смелую гипотезу: на месте современного Ейска в XIV веке существовало генуэзское поселение Бальзамиха. Краевед Николай Бельцев, исследуя название, делает отсылку к слову «бальзам». Он считает: здесь было место отдыха для моряков и торговцев.
Из Бальзамихи на Апеннинский полуостров уходили корабли, гружённые пшеницей. Похожая фактория была и в районе косы Долгой. Откуда взялось зерно, если кругом только бескрайняя степь? Александр Аркадьевич считает, что побережье Таганрогского залива не было таким уж пустынным. А жили здесь племена, задержавшиеся после миграции ариев, которые спускались к Приазовью с северо-запада, чтобы оттуда уйти в Иран, Ирак и Индию. Они занялись привычным делом – земледелием. И построили город, похожий на тот, что стоял на их исторической родине.
– Что и говорить, биография у вас бурная! Мы ещё Боспорское царство не вспомнили, а это, плюс-минус 500 лет от рождества Христова. Кстати, мои источники сообщают, что недавно в районе ст-цы Должанской как раз нашли горлышки от амфор того периода.
– Не стану скрывать, людям я всегда нравился тёплым климатом, морем, обильным рыбой, плодородной землёй. Гостей всегда было много. Кстати, в недавнем поздравлении с юбилеем губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал меня «северным форпостом Кубани». Так что поменьше сарказма и побольше уважения!
С октября 1792 г., с момента переправы третьего и самого многочисленного отряда казаков-черноморцев, через Ею (Чёрный брод), началась ейская казачья история. Третий отряд переселенцев – потомков запорожских казаков – возглавлял сам атаман Захарий Чепега. Памятник ему стоит сегодня в центре Ейска, на пересечении ул. Ленина и Свердлова.
В середине и второй половине XIX века на территории Ейского района появились постоянные населённые пункты. Все даты основания нужно понимать как относительные и официальные. В 1848-м родились г. Ейск и ст-ца Должанская. В 1873-м – ст-цы Камышеватская, Копанская и Ясенская. Последняя ведёт своё начало от находившейся на её месте ст-цы Татарские Ады, чьи жители переселились в середине позапрошлого века в Османскую империю.
А Камышеватская ещё старше: на месте станицы с 1778 г. находился посёлок беглых крепостных крестьян. В XVIII веке на Ейской косе поселились беглые казаки-некрасовцы, затем решившие отправиться на ПМЖ в Турцию.
В Должанской и Камышеватской уже в начале XIX века находились т.н. «рыбные заводы». С современной точки зрения – артели казаков, снабжавших провизией своих братьев по оружию. В 1815-м первая церковь появилась на месте будущей ст-цы Должанской, в 1830-м в Камышеватской построили молельный дом.
В далёком 1847 г. работник прапорщика Чумаченко возле его хутора, что был рядом со ст-цей Татарские Ады, нашёл огромный камень-памятник, на котором были выбиты непонятные символы. В высоту камень был в 2 аршина и 6,5 вершка, шириной в 12,5 вершка и толщиной в 5,5 вершка. Если всё это перевести в нынешние размеры, то получим: высота 171 см, ширина 55 см и толщина 22 см.
Его тут же перетащили в станичное управление. В Ады был срочно командирован сотник 5-го конного полка Лебедев. Офицер скопировал надпись, состоящую из непонятных знаков, которые так и не были расшифрованы. От вышестоящего начальства поступил приказ: перевезти сей камень в Керчь, но этого не сделали. И через год камень ещё оставался в правлении станицы, а потом затерялся.
– Вот мы и подошли к самой главной части нашей беседы: как жили последние 100 лет?
Вместе со всей страной, со всеми её обитателями, прочно утвердившимися на моей земле, делили на всех горе и радости. Правда, какое-то время не мог найти своего места…
2 июня 1924 г. было решено создать Юго-Восточный край России с крайисполкомом в Ростове. 16 октября 1924 г. Юго-Восточный край переименован в Северо-Кавказский. 10 января 1934 г. Президиум ВЦИК разделил громадный Северо-Кавказский край на Азово-Черноморский, с центром в Ростове, и Северо-Кавказский край, с центром в Пятигорске.
13 сентября 1937 г. вышло в свет постановление ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Ейск и Ейский район вошли в состав Краснодарского края. Кстати, легенда о том, что партийные функционеры долго не могли определить: кому отдать Ейск – Ростову или Краснодару, документального подтверждения не имеет, хотя и очень любима горожанами.
«Район имел территорию в 126,946 кв. км с населением в 16 тыс. человек. Ейский зерносовхоз являлся самым крупным в крае по посевной площади (21,3 тыс. га) и по количеству техники»,
– рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова Ирина Найдёнова.
В 30-м наш район был назван образцовым, поскольку имел 2 машиннотракторные станции с 93-мя единицами техники. Два крупных совхоза обслуживал 21 автомобиль, в это же время в городе было всего 6 легковых машин.
Вплоть до 1939-го эта часть Азовского побережья существовала как единое целое. Плановая социалистическая экономика, построенная на взаимосвязи отраслей народного хозяйства, позволяла успешно развивать на территории района производство сельскохозяйственной продукции, а в городе – перерабатывающую промышленность.
22 августа 1953 г. в состав района вновь вошла территория упразднённого Камышеватского района. 1 февраля 1963 г. был образован Ейский сельский район, следом в него вошла территория упразднённого Щербиновского района. А в конце 1966 г. Щербиновский район был вновь восстановлен в прежних границах.
В 1993-м сельские администрации преобразовались в сельские округа. В 2005 г. в районе были образованы 10 сельских поселений. А 1 января 2008-го Ейск был включён в муниципальный район в качестве городского поселения.
Добавить комментарий