Если момент вступления оккупантов в Ейск запечатлён даже на кадрах кинохроники, то их уход прошёл самым будничным образом – «делали ноги», не привлекая лишнего внимания.

События, связанные с освобождением города долгие годы описывались так: «в Ейск направлялась разведывательная рота штаба армии (100-150) человек под командованием лейтенанта Григория Фёдорова. В головной машине роты разведчиков находились офицеры штаба 58-й армии: начальник разведотдела  майор Меркулов, его помощник – майор Игнатьев, наш земляк, ейчанин, подполковник Фёдор Кутьин – заместитель начальника штаба 58-й армии по политической части».

Спустя почти четверть века те события описывались в газете «Приазовские степи»: «5 февраля 1943 г. машины подошли к Ейску со стороны кирпичных заводов и разделились на две группы. Один взвод пошёл в район железнодорожной станции и порта, другой – на южную окраину города, к аэродрому. Машина же подполковника Кутьина проследовала в центр города и остановилась на улице Ленина у дома, где сейчас размещена центральная сберкасса.

При подходе к Ейску и в городе разведрота и её взводы сопротивления не встретили. Оккупанты ушли из города 4 и 5 февраля, предположительно, на северное побережье Таганрогского залива по сковавшему залив льду.

С фашистами ушла часть немецких прихвостней – полицаев. Другая же часть полицаев, опасаясь расплаты за свои чёрные дела, попряталась в городе и в станицах района.

К 18 часам бойцы разведроты, завершив обход улиц, сосредоточились в центре города. В 18:30 подполковник Кутьин и майор Меркулов направили в штаб 58-й армии донесение об освобождении Ейска. А 7 февраля Совинформбюро в газете «Правда» сообщило: «Наши войска, продолжая успешно развивать наступление, вышли на побережье Азовского моря и заняли порт и город Ейск».

Ейчанин Владимир Руденченко воспоминал, что уже в конце января немцев и румын в городе не было, оставались только полицаи и минёры.

«25 января 1943 г. в Ейске на здании Дома офицеров были вывешены портреты Сталина, Молотова и Ворошилова.

Писала в своих воспоминаниях ейчанка Раиса Лисаченко.

В это время оккупанты вместе с предателями бежали из Ейска, в городе начались погромы, грабежи. Бывшие слуги думы организовали, как они назвали, «временное правительство», во главе его был Пётр Луценко. 1 февраля 1943 г. в городе были разведчики Красной Армии, а 5 февраля 1943 г. в 17 часов в город Ейск с ул. Либкнехта вошли советские войска под командованием нашего земляка Фёдора Кутьина. Население города вышло встречать своих освободителей, в центре города Кутьин выступил (около сберкассы), рассказал об успехах Советской Армии».

Те, кто сумели сохранить партийные билеты, были приглашены к командованию. Среди них оказалась и Раиса Степановна, которая вспоминала: «В тот же вечер в 19 часов в кабинете у Кутьина я была назначена секретарём горкома комсомола, Владимир Михайлович Воскресенский – председателем горисполкома, а М. Панарин – секретарём горкома партии».

В газете «Приазовские степи» от 8 февраля 1966 г. опубликована короткая заметка за подписью разведчика сержанта Авинера Пакулина. Он вспоминает, что «в одном из обозов, захваченных разведкой, был найден советский красный флаг. Мы хотели водрузить его над зданием исполкома, но нам сообщили, что он уже поднят молодёжной подпольной группой».

«Большинство данных не вызывают сомнений. Но в свете новых документов, появившихся в свободном доступе на сайте Министерства обороны России «Память народа», открывается новая информация»

отмечает Виктор Фостийчук, ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея, кандидат политических наук, доцент.

Честь освобождения Ейска принадлежит передовому отряду 58-й армии в составе армейской разведывательной группы и стрелкового батальона 417-й стрелковой дивизии. Такой вывод был сделан на основе анализа журналов боевых действий войск Северо-Кавказского фронта, 58-й армии, 417-й стрелковой дивизии  в период с 1 по 8 февраля 1943 г.

Есть наградной лист на лейтенанта Фёдорова. Представление к ордену «Красное Знамя» на него было подписано начальником разведотдела штаба 58-й армии подполковником Меркуловым. В представлении отмечено, что «5.2.43 г. л-т Фёдоров со своим взводом в составе армейской разведроты принимал участие в боях за освобождение г. Ейск. Город был освобождён, захвачены пленные и большие трофеи». Хотя ранее считалось, что боестолкновений в городе не было.

Одна из участниц подпольной группы под руководством Анатолия Ушакова (накануне освобождения Ейска был убит предателем) Нина Владимировна Королёва в своих воспоминаниях писала, что подпольщики помогали армии после освобождения города вылавливать дезертиров, полицейских и пособников фашистов. За несколько дней было обнаружено 368 человек.  

В Ейском историко-краеведческом музее находится постоянно действующая экспозиция, на ней размещена фотография семьи ейчан. Они одними из первых встретили разведчиков, въехавших в город. Рядом – фотография разведчика сержанта Авинера Пакулина.

В своём письме от 1966 г. Зинаиде Семёновне Корольковой (девочка на фотографии) Авинер Александрович писал, что «той девочкой были вы, просто в зимней одежде вас сложно было узнать».

Он подробно рассказывает, как «в числе разведчиков агентурной разведроты штаба 58-й армии на трёх автомашинах первыми въехали в город Ейск. При въезде в город мы встретили девочку и мальчика. При встрече автомашина остановилась, я слез с левого автокрыла автомашины и подошёл к девочке и мальчику, т.к. они стояли от автомашины примерно в 8-10 метрах».

Разведчик Пакулин расспросил детей: есть ли в городе немцы, как проехать в центр города. Далее в письме Пакулин писал, что «при въезде в город с левой стороны дороги во дворе нами было захвачено около десятка подвод с полицаями и здесь же в одноэтажном здании была организована комендатура. Напротив неё была столовая, где питались немецкие офицеры и полицаи города Ейска. Работниками столовой был приготовлен обед для немцев и полицаев. Но им не пришлось покушать в этот день, так как немцы и полицаи бежали, а мы с большим аппетитом покушали. К вечеру были освобождены заложники из тюрьмы г. Ейска». Одна из заложниц — Мария Даниловна Максименко. Пакулин получил от неё письмо из ст-цы Ясенской.

Авинер Пакулин написал письмо в Ейск из Мурманской области. После войны он, как и ещё шестеро его братьев, участвовавших в Великой Отечественной войне, вернулся домой на север.

«Восстановлением нормальной жизни в Ейске руководит горсовет, в работе которого активное участие принимает беспартийный доктор В.М. Воскресенский, депутат горсовета, один из старейших и уважаемых граждан города», – это часть небольшой заметки из газеты «Правда» за 11 февраля 1943 года, автор – И. Павловский.

Лейтенант, помощник командира  по МТО 873-го стрелкового полка 276-й стрелковой дивизии Дмитрий Дубинин вспоминал: «Участвовали в освобождении Ейска. В Ейск наша дивизия зашла в начале февраля. Там остановились и расположились всеми соединениями на большом расстоянии по берегу Азовского моря от Ейска в обе стороны».

В Ейске он и его товарищи находились почти месяц. За это время дивизия была доукомплектована, в том числе ейчанами.