Она совсем недавно заняла пост главного финансиста муниципалитета, но в этой сфере имеет большой опыт работы.

– На каком месте в краевом рейтинге сегодня находится наш муниципалитет: сбор налогов, поступления в консолидированный бюджет края, эффективность управления финансами? Если проанализировать показатели за последние 3-5 лет, какие тенденции прослеживаются?

– За последние 3-5 лет в краевом рейтинге Ейский район стабильно входит в группу муниципалитетов со средней степенью качества управления муниципальными финансами. По результатам этой оценки за 2020 год наш район занимает 19 место, тогда как в 2019-м мы были на 25 месте из 44 муниципалитетов Кубани. 

Явно прослеживается положительная динамика доходной части бюджета. За последние пять лет поступления от предприятий и учреждений муниципалитета в консолидированный бюджет края выросли с трёх миллиардов рублей в 2016 году до 3,2 миллиарда в 2020-м. Отчисления в консолидированный бюджет района также увеличились: с 1,3 миллиарда рублей до 1,5 миллиарда. Непосредственно в районный бюджет поступления выросли с 752,1 миллиона рублей в 2016 году до 873,4 миллиона в 2020 году.

За семь месяцев текущего года с территории района мобилизовано в консолидированный бюджет края свыше 1,8 миллиарда рублей. Таким образом, выполнено  55 процентов годового плана. Прирост доходов к аналогичному периоду 2020 года составил в абсолютном значении 156,5 миллиона рублей.

Для всего муниципалитета, как и для каждого жителя, прошлый год был крайне сложным. И тем не менее, в бюджет района в 2020 году удалось собрать доходов на 51,3 миллиона рублей больше, чем в 2019-м.

– Оцените, пожалуйста, нынешние показатели наполняемости бюджета района, сельских поселений? Как они менялись последние 3-5 лет? От чего зависят? Из чего складываются налоговые и неналоговые доходы казны района и поселений?

– Даже несмотря на сложности, связанные с прошлогодней пандемией коронавируса, отмечается рост собственных доходов.

По отчётным данным на 1 августа 2021 года прирост налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 17,8 процента, общий объём поступлений –  876 миллионов рублей.

Важно, что увеличились поступления в сравнении с аналогичным периодом «доковидного» 2019 года: прирост доходов консолидированного бюджета района составил 18,7 процента.

В районный бюджет за семь месяцев 2021 года поступило 542,3 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов. Прирост к уровню прошлого года – более 87 миллионов рублей, к уровню 2019 года – 89,5 миллиона рублей.

Рост доходов обеспечен за счёт налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, налога на прибыль организаций, а также доходов от арендной платы за земельные участки и доходов от продажи земельных участков.

Структура собственных доходов бюджетов поселений вполне типична – более 35 процентов приходится на доходы физических лиц.

Кроме того, собственные доходы бюджетов поселений традиционно формируют налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также доходы от арендной платы за земельные участки.

На 1 августа в сельских поселениях в целом также просматривается положительная динамика. Причём к аналогичным периодам как 2020-го, так и 2019 года: за семь месяцев 2021 года в бюджеты поселений поступило 333,6 миллиона рублей.

– Какие меры применяются на районном уровне для укрепления доходной базы бюджета, для повышения собираемости налогов?

– В районе ежегодно разрабатывается план мероприятий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета муниципального образования Ейский район.

Данный план содержит комплекс мероприятий экономического, организационно-административного и фискального характера, систематически проводимых в тесном взаимодействии финансового управления с налоговым органом, отраслевыми (функциональными) органами администрации района, службой судебных приставов и администрациями поселений района.

Одним из механизмов работы с неплательщиками на протяжении многих лет является деятельность межведомственной комиссии по вопросам расчётов с бюджетом, внебюджетными фондами, уровня средней заработной платы, установленной на предприятии, и неформальной занятости под председательством главы муниципального образования. В результате работы комиссии в консолидированный бюджет края в 2018 году поступило в счёт погашения недоимки 27,4 миллиона рублей, в 2019 году – 25,4 миллиона.

В 2020 году, правда, работа проводилась в условиях ограничительных мер в связи с COVID-19, поэтому заседания комиссии состоялись лишь в первом квартале, но и они дали дополнительные поступления в размере 8,8 миллиона рублей.

– Изменилась ли ситуация с муниципальным долгом за два последних года? Какова величина муниципального долга на 1 августа текущего года?

– На 1 августа 2021 года муниципальный долг районного бюджета составил порядка 42,5 миллиона рублей, что на 20,3 процента ниже уровня, чем по состоянию на 1 августа 2020 года. Это произошло, в том числе, за счёт сокращения коммерческого и бюджетного кредита на 10,8 миллиона рублей.

Объём муниципального долга поселений Ейского района на 1 августа 2021 года составил 63,9 миллиона рублей, что на 1,6 миллиона рублей ниже, чем по состоянию на 1 августа 2020 года.

Погашение части банковского кредита (10 миллионов рублей) в феврале 2021 года дало экономию для бюджета района порядка пятисот тысяч рублей.

– Как вы работаете с краевыми структурами? Что делается для того, чтобы получить дополнительные средства из регионального бюджета?

– Несмотря на имеющуюся тенденцию ежегодного увеличения налоговых и неналоговых доходов, район остаётся дотационным. На краевые дотации приходится более четверти собственных доходов. Это означает, что район имеет право принимать и финансировать только те обязательства, что отнесены законодательством к вопросам местного значения муниципального района.

В связи с этим значительную помощь в развитии района может оказать только участие в федеральных и региональных программах. Если в 2020 году из краевой казны на решение вопросов местного значения получено 46 миллионов рублей субсидий, то в 2021 году запланировано свыше 180 миллионов рублей.

– До вёрстки бюджета муниципального образования осталось ещё несколько месяцев, но всё же хотелось поговорить о нём. Какими вы видите главные показатели? Сохранится ли социальная ориентированность? Будет ли продолжена реализация муниципальных программ? – Работа идёт полным ходом начиная с апреля текущего года. Главный финансовый документ района всегда разрабатывается непросто, в активных дискуссиях, поисках резервов доходной части и приоритетных направлений расходов.

Говорить о конкретных показателях бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов пока рано. Но, как и в предыдущие годы, он сохранит социальную направленность: на социальную сферу будет направлено не менее 80 процентов всех расходов.

Однозначно будет продолжена работа по развитию инженерной инфраструктуры, дорожного комплекса, газификации и водоснабжения населённых пунктов.

Подходы к формированию районного бюджета всегда осторожны. Очень важно завершить 2021 год, имея «подушку безопасности» в виде сверхплановых поступлений налоговых и неналоговых доходов.

Есть принципиальная позиция главы района Виктора Павловича Ляхова, направленная на увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов в казну района и, как следствие, увеличение объёма расходов, направленных на эффективное решение вопросов в социальной сфере района, софинансирование проектов, на которые поступают деньги из краевой и федеральной казны, выделение средств на капитальное строительство, поддержку малого и среднего бизнеса.

Муниципальные программы сегодня – основной инструмент системного решения экономических и социальных вопросов развития района. В текущем году реализуется 21 программа, что составляет практически 94 процента всех расходов, такая же тенденция сохранится и в дальнейшем.

– Как можно повлиять на оптимизацию расходов?

– В качестве примеров оптимизации расходов можно назвать централизацию бухгалтерского учёта в образовательных организациях и в отраслевых органах администрации района, оптимизацию штатной численности в бюджетных учреждениях, перевод зданий образовательных учреждений на использование систем видеонаблюдения и автоматизированной охранной сигнализации. Таким образом, сокращаются расходы на содержание учреждений при сохранении качества и объёмов муниципальных услуг, а высвободившиеся средства направляются на решение других задач. Данные мероприятия проводились на протяжении ряда лет, экономический эффект от их проведения составляет свыше 40 миллионов рублей.

– Какие сферы жизнедеятельности считаются самыми затратными?

– Если говорить о конкретных направлениях расходования средств, то самой значимой статьёй расхода в районном бюджете, и это неизменно на протяжении многих лет, является обеспечение оплаты труда работников муниципальных учреждений. В 2020 году на эти цели было направлено 1,6 миллиарда рублей, что составляет свыше 68 процентов от всех расходов.

Самой «затратной» сферой деятельности в районном бюджете традиционно является образование. Финансирование этой отрасли в 2020 году составило более 1,5 миллиарда рублей или свыше 65 процентов от общей суммы расходов муниципалитета.