Даже работать и отдыхать можно в одной одежде – пижама стала символом последних лет.

Лет 20 назад фермер Сергей (бывший учитель, променявший голодную педагогику в крошечном посёлке на труд вольного животновода) наотрез отказывался разливать молоко и сметану в пластиковые бутылки. Да, вместе с женой и тёщей он по вечерам мыл очередную партию стеклянной тары, но принципам не изменял. Постепенно не только я, но и другие постоянные покупатели стали приходить со стеклянными банками и ничего, привыкли… Даже, когда молочник в шутку высказывал недовольство: плохо что-то баллон вымыт.

«Сегодня мы как: спасем планету или нет?», – этот вопрос часто слышу на рынке и в некоторых магазинах. Там, где я постоянный клиент (рассказывает корреспондент газеты «Приазовские степи»), меня знают, в том числе и по отношению к бесплатным пластиковым пакетам.

Дама, у которой в сезон беру зелень, говорит: таких, как я, среди её клиентов немного. Чаще наоборот, требуют, чтобы каждый пучок петрушки был упакован отдельно. Дескать, так глазу приятнее и донести до дома проще. Право же, не знала, что укроп и зелёный лук между собой враждуют, наотрез отказываясь ехать к столу в одном пакете.

Когда я просила взвесить овощи, а потом складывала все в один пакет, кассиры в супермаркете, да и в специализированном магазине, не скрывали своего любопытства: зачем, ведь пластиковой упаковки вон сколько и она бесплатная! Ну, во-первых, она не бесплатная – стоимость изначально закладывается в итоговую цену товара, которую видит покупатель. Во-вторых, даже если потом ещё раз использовать чистый пакет, можно погрязнуть в пластике даже в отдельно взятом жилье.

Я не настолько продвинутая, как, возможно, требует современное общество. Скорее, жадная: работать в поте лица, чтобы покупать-покупать-покупать, не хочу, предпочитаю разумно расходовать то, что имею. Пакеты хоть и не стираю, но небольшой запасец, тот самый пресловутый «пакет с пакетами», имеется.

История появления у меня тряпичной сумки для покупок, по-современному – шопера, тоже весьма банальна: увидела симпатичную хлопковую авоську с котиком за символическую цену и купила. Знакомый народ, в том числе и на работе, подтрунивал: дескать, впала в детство тётка… А через пару лет точно такие же авоськи вошли в моду, их цена выросла на порядок.

В своё время хлопковая сумка мне обошлась в 55 рублей, сейчас такая стоит около 500 целковых. В ходу она уже, почитай, лет пять. Цены на пластиковые пакеты в супермаркете за это время выросли вдвое (с 2,5 до 5 рублей).

Думаю, что расходы на свою покупку я «отбила» давным-давно. Даже если сегодня купить многоразовый шопер, он вскоре окупится.  

Кстати, даже люди далёкие от «зелёного» мышления покупают на рынке яйца в свои лотки (хоть пластиковые, хоть из прессованного картона). Пенсионеры не хотят переплачивать за тару, люди помоложе, особенно работающие, объясняют: так проще довести домой хрупкий продукт. 

Отдельная история – покупка растительного масла на розлив. Проходят годы, но продавцы на местном рынке никак не реагируют на изменения. Только одноразовые бутылки, своя тара у них вызывает плохо скрываемую ярость и подозрение, что покупатель – «засланный казачок», который непременно хочет обличить продавца в недоливе или несоблюдении санитарных норм.

В Роспотребнадзоре отмечают, что и сейчас закон разрешает отпускать в тару потребителя любые продукты, кроме тех, которые не подлежат мойке и термообработке.

Тут ситуация двоякая: с одной стороны Роспотребнадзор планирует принять новые санитарные правила продажи пищевой продукции, которые запрещают магазинам продавать товар в тару покупателя. Правда, проект на сайте ведомства находится без движения уж полгода, если не больше. В то же время Союз потребителей предлагает возродить советскую практику, вернув в обращение тару покупателей, такую как, например, бидоны для молока.  Государственная Дума хочет закрепить право потребителя, если это не промышленно фасованный товар, на выбор: своя упаковка или продавца. И, скорее всего, учитывая национальный проект «Экология» и федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», второе мнение или возобладает, или документ санитарного ведомства пока уберут под сукно.