На заседании межведомственной комиссии, в состав которой входят специалисты, занимающиеся охраной и воспроизводством рыбных запасов, было принято решение не пропускать в плавни реки Ея на нерест тарань и судака. И этому решению есть веская причина.

Как рассказал директор обособленного структурного подразделения «Ейское экспериментальное хозяйство по разведению и воспроизводству рыбы» Бейсугского НФХ филиала ФГБУ «Главрыбвод» Юрий Клеп, к началу нерестового периода в плавнях нет воды. Все плёсы, где в прошлые годы рыба метала икру, пересохли. Вода осталась только в каналах. Причём, солёность её заметно повысилась, поскольку в жаркое лето прошлого года шло активное испарение, соль оставалась, вследствие чего её концентрация повысилась. Была надежда на обильные осадки, но небесная канцелярия в этом плане подвела: дождей и снега было мало.

Нет притока воды и с верховьев реки Ея. Суть в том, что участки реки отдали в аренду предпринимателям и фермерам, которые выращивают рыбу. И река Ея оказалась фактически поделена на пруды. Каждый арендатор держит воду в своём пруду. А что происходит ниже по течению, ему абсолютно всё равно. Сказывается на уровне воды в плавнях и деятельность сельскохозяйственных предприятий. Вода забирается на полив.

Заилились и родники, которые подпитывали реку грунтовыми водами. Словом, притока воды в плавни нет.

Уровень её упал до 12 сантиметров, тогда как для нормального нереста должно быть не менее 92 сантиметров.

– Пропустить тарань в плавни – значит обречь её на неминуемую гибель, – говорит Юрий Иванович. – Погибнет и икра, так как в солёной воде она не жизнеспособна.  Поэтому и было принято решение рыбу в плавни не пускать. Задача стоит одна – сохранить маточное поголовье. Мы уже наблюдали два подхода крупных косяков тарани к шлюзам нашего хозяйства. Подходили и небольшие косяки. Покрутившись у шлюзов, тарань может уйти к устью Дона, а может пройти так называемый абортируемый нерест. Рыба просто сбросит икру в Ейский лиман. Что скажется на маточном поголовье 2024 года.

Не пропуском тарани в плавни недовольны  отдельные жители станицы Старощербиновской. Не секрет, что есть любители незаконно обогатиться на ловле рыбы. В одну из ночей неизвестные пытались открыть шлюзы, чтобы тарань прошла в Ею. Ей пришлось бы группироваться в каналах, где она стала бы лёгкой добычей браконьеров.

Руководство предприятия, чтобы пресечь несанкционированное открытие шлюзов, отключило электроэнергию, а ворота и калитки, открывающие доступ к различным механизмам,  закрыло на замки.

Ситуация заставляет задуматься: что же необходимо предпринять, чтобы это не повторилось в будущем? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Река Ея находится в федеральной собственности, так как протекает по двум регионам. И решить задачу по спасению реки могут только федеральные структуры.