Даже в рамках одного населённого пункта, такого как Ейск, на примере торговли можно проследить изменения не только в самой отрасли, но и в обществе в целом.

Процесс покупки-продажи, пожалуй, один из самых древних. Но буквально на наших глазах торговля как процесс стала радикально меняться. От 90-х годов, когда на центральном рынке Ейска можно было купить и шубу, и свежего судака, до первых торговых центров, казавшихся признаком большого прогресса, западной цивилизации. Ходили туда не только за покупками, но и просто поглазеть, себя показать.

Сегодня только в городе работает около 1,6 тысячи торговых точек. Не зря многие гости Ейска удивляются: у вас столько магазинов! Да, так и есть – это и крошечные магазинчики шаговой доступности, и гипермаркеты.  Удивительно, но хоть наши земляки и любят говорить о трудной жизни и нестабильном финансовом положении, обороты торговли почти не падают. Как любила говорить одна моя знакомая: «А что людям надо? Хлеб, колбаса и сапоги. В кино не пойдут, а детям мороженое купят». Разве что после пандемии покупатели стали прижимистее и к покупкам относятся более осознанно.

Как следствие – ейская торговля, реагируя на происходящее, вновь меняется. Как это не банально звучит, коронакризис побудил многих покупателей, которые до этого периода зарекались, что никогда не станут связываться с интернет–торговлей, пристальней присмотреться к возможности заказывать товары через всемирную сеть – число пунктов доставки в Ейске растёт как на дрожжах.

 Да что там покупатели?! И владельцы небольших магазинов при­шли к выводу, что проще заказать партию товара у «специально обученных людей», чем ездить на базу. А уж про то, как челночничали ейчане в начале становления рыночной экономики, сегодня ветераны отрасли вспоминают и сами не верят, что такое было. Переход к рыночным отношениям стал периодом тяжких испытаний для одних и временем отличных возможностей для других. Ведь вплоть до середины 90-х торговали буквально все. А ларьки с шоколадками, пивом и сигаретами, стоявшие на каждом углу? Когда власти начали их сносить, горожане были возмущены: где будем покупать самое необходимое?

Но вскоре привыкли к новому формату. Сетевые магазины с одинаковым оформлением, ценами, ассортиментом (будь хоть в Хабаровске, хоть в Ейске) захватили рынок. Тогда «малыши» паниковали: вскоре нам придёт конец! Но нет, сохранились и не спешат сдаваться. Потому как уж точно, без чего не может существовать торговля – без особого таланта. В этой отрасли случайные люди не задерживаются.

Наилучшие пожелания работникам торговли, не знающим выходных и праздников, создающим комфортные условия для своих клиентов. Пусть ваши предприятия развиваются и радуют всех жителей нашего района!