Тюльпаны не любят солнца, клубнику надо чистить и быстрой прибыли лучше не ждать. Алексей Астахов, фермер из хутора Кубанского, знает, о чём говорит. В его КФХ побывали журналисты, которым он рассказал, как строит агробизнес.

В царстве весны

Журналистов сразу же повели в большую теплицу, возведённую на средства краевого гранта. На улице холодный ветер, а внутри – летний цветочный оазис. 200 тысяч тюльпанов разных сортов и оттенков! В феврале здесь царствуют они.

– Тюльпаны выращиваем третий год. Луковицы получили в конце ноября и отправили в холодильник. В конце декабря поместили в ящики и снова в холод. 12 января вынесли сюда, и они пошли в рост. Белые тюльпаны уже на бутонах. Через недельку снимем, за ними – следующие сорта. К концу февраля покупателям отдадим,

– рассказывает Алексей Астахов.

– В теплице установлены датчики для контроля климата, маленькие и большие вентиляторы. Они нужны для того, чтобы всё время циркулировал воздух. Лишняя влага тюльпанам ни к чему, как и свет. От него защищают тем, что в два слоя натягивают сетку. Оказывается, символы весны – тюльпаны – не поклонники щедрого южного солнца. Им комфорт­нее в тени и относительной прохладе. К примеру, тем же огурцам, которые заселятся в тепличные ряды после тюльпанов, потребуются уверенные плюс 17-18 градусов (при плюс 8 уже стресс). Цветам же вольготно при 12 градусах.

Красавица «джоли» и сладкая «клери»

От цветочков – к ягодкам. Мы перешли в теплицы, которые уже к середине апреля начнут наполняться ароматом спелой клубники. А пока из-под плёнки кое-где выглядывают белые лепестки соцветий.

– Высадили её в 15-20-х числах сентября на зимовку. Сейчас почистили. Скоро пойдёт в активный рост,

– поясняет Алексей Астахов.

В клубничных теплицах рас­тут три сорта: «антея», «клери» и «джоли». Под них отвели 70 соток. Технология выращивания у Астаховых отработанная. Делают бугры (они лучше прогреваются), протягивают капельный полив, в отверстия под плёнку помещают рассаду. Удоб­ряют, защищают от болезней и вредителей, чистят.

– Клубника требует ручного труда. Поэтому вся семья здесь занята, и наёмных рабочих приходится в сезон привлекать. Для ухода человек пять требуется, если для уборки – до 30. Мы ежедневно тут. Работы хватает! То кран поломался, то трубочка потекла, то плёнка оторвалась,

– рассказывает Алексей Астахов.

Продукция КФХ Астаховых привлекательна не только для розничных покупателей, но и для оптовиков. Её можно встретить в популярных гипермаркетах, на ярмарках выходного дня и краевых выставках-продажах.

У Астаховых своя надёжная ниша на рынке, но агробизнес – организм живой, а потому фермеры внимательно следят за новыми технологиями и тенденциями, чтобы повышать эффективность и конкурентоспособность.

– Побывал недавно в Турции, там бананы выращивают в теплицах. Товарищ уговаривает меня тоже попробовать. Пока обдумываю. Я очень осторожен в планировании. Любой эксклюзив внедрять непросто: нужно понимать, что и как делать, посмотреть, будет ли спрос,

– отметил Алексей.

Арифметика прогресса

К семейному тепличному делу отца, Сергея Астахова, Алексей вплотную подключился в 2017 году, а в 2019-м официально зарегистрировал КФХ.

– Начинали мы с 20 соток. Воспользовались господдержкой: обратились в управление сельского хозяйства Белореченского района. Получили субсидии на строительство теплиц и расширились ещё на 25 соток. Производство увеличили в два раза,

– рассказал фермер.

В 2019 году КФХ Алексея Астахова выиграло грант «Агростартап» – 1,5 млн рублей.

Средства пошли на приобретение современной промышленной теплицы. Той самой, в которой мы наслаждались пробуждением тюльпанов.

К слову, программа «Агростартап» признана самой востребованной у кубанских сельхозпроизводителей, потому что помогает начинающим фермерам покрыть до 90 процентов затрат на реализацию проектов. Размеры выплат варьируются от 5 до 8 миллионов рублей, в зависимости от специализации.

Снимите розовые очки!

– Сергей Алексеевич, а вы-то свои первые теплицы помните?

– Начинали мы с женой ещё в 90-х. Три первые домашние теплички на этом участке были огуречные. Они до сих пор стоят. Вон там, деревянные, видите? – поясняет Сергей Астахов.

– А что раньше на этой территории находилось?

– Когда-то здесь был совхозный сад, в котором выращивали прекрасные яблоки. Потом его не стало, всё заросло. Когда мы сюда зашли, пришлось выкорчёвывать.

– На месте старых деревянных теплиц планируете новые? Что скажет глава КФХ – Алексей?

– Да. Новые конструкции установим, металлические. Возможно, там оборудуем склад или холодильник. Или фасовочную линию – эту идею рассматриваем как перспективную.

– Алексей, если к вам придёт человек, который мечтает заняться тепличным бизнесом, какой вы дадите ему совет?

– Теплица – дело серьёзное, и смотреть на него сквозь розовые очки не рекомендую однозначно. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют чёткие законы экономики. Важен стартовый капитал, правильная и своевременная оценка рисков и преимуществ, понимание, что не стоит ждать моментального обогащения. Нужно учиться быть гибким, уметь перестраиваться. Одна у тебя сотка или 50 – неважно. На них будет уходить всё твоё время.

  • В 2025 году в крае сохранили все меры господдержки АПК, а в перспективе будут их увеличивать.
  • Продолжает действовать программа субсидирования строительства теплиц. Размер компенсационной выплаты зависит от материалов, из которых изготовлены конструкции. Затраты на металлический каркас – 350 рублей за квадратный метр, на деревянный – 150 руб­лей за квадрат.

Сейчас в КФХ Астаховых около 30 действующих теплиц. Больше половины из них появились благодаря мерам господдержки.

Наталия Львова