Опыт, накопленный веками

Свой профессиональный праздник отмечают таможенники. Кто может похвастаться, что работает в организации, чья история насчитывает десять веков? А таможенники — могут! Ещё в Х веке на Руси появились представители власти, которые брали пошлину. Отсюда и ведётся отсчёт деятельности.
 

Ради достоверности фактов стоит сказать, что таможня — производное от тюркского «тамга», так называлась пошлина, которую брали именно татаро-монголы. Сейчас таможенные подразделения действуют по всей стране, в том числе и в Ейске. Майор таможенной службы Олег Белоусов возглавляет Ейский таможенный пост Краснодарской таможни с 2015 года. Территориально ейчане обслуживают ещё шесть районов. Самый большой объём работы проводится в морском пункте пропуска через государственную границу России Ейск. Специфичность порта и работы стивидорных компаний — ориентированность на вывоз товаров. «А как же ввоз?» — поинтересовалась я у руководства. Оказалось, хотя мы и далеко от границ с Европой, санкции отразились и на нас. Полностью прекратился поток товаров из Турции — раньше в Ейск приходили суда с качественными строительными материалами. За последний год не было оформлено ни одного импортного груза, попавшего под действие санкций. Зато вывоз сельхозпродукции не останавливается. По-прежнему в Турцию и Египет идут суда, загруженные зерном. Только перевалка пшеницы доходит до миллиона тонн. С учётом, что по стране её отгружают двадцать миллионов, это большие объёмы. В среднем за год общее количество различных грузов переваливаемых через пункт пропуска, составляет 2,5-3 млн тонн.

Впрочем, по сравнению с другими портами, Ейск находится в лучшем положении. Например, в Туапсинский порт за два года не пришло ни одного судна с овощами из Турции. А раньше сюда потоком везли огурцы, помидоры, лук, виноград. «Большую роль сыграла ещё и государственная политика импортозамещения. За эти два года в России появилось много фермерских хозяйств, способных обеспечить население страны своей продукцией», — поделился мнением Олег Вениаминович. «Были случаи обнаружения контрабанды?» — спрашиваю майора. «Нет. Сейчас просто невозможно кого-то одного подкупить и провезти контрабанду, — уверенно ответил Олег Белоусов. — Грузы проверяют пограничники, ФСБ, полиция, а законом предусмотрено такое наказание, что проще провозить все грузы легально».

В штате таможенного поста 41 человек, и многие из них к профессиональному празднику получили благодарности и поощрения от краевого руководства: Татьяна Крохмаленко, Сергей Бобкин, Сергей Скрыпников, Кира Леванова и другие. В среднем в год Ейский таможенный пост перечисляет в государственную казну до 900 миллионов рублей. Таможенному контролю подлежат не менее двух тысяч морских судов, 23 тысяч физических лиц, пересекающих государственную границу.

Завершая беседу, задала вопросы, которые сейчас интересуют многих читателей, планирующих провести недельку-другую за границей: что должен знать русский турист, отправляющийся в другое государство? «Хочу посоветовать прочитать требования при пересечении границы той страны, куда въезжаете, — пояснил Олег Белоусов. — Конечно, много информации в интернете, но я рекомендую позвонить в правовую службу Краснодарской таможни, телефон есть на официальном сайте». Именно там подскажут, в каких количествах можно брать с собой спиртные напитки или табачные изделия (в расчёте на совершеннолетнего пассажира), сувениры, репродукции картин или произведения искусства, какие для этого нужны документы. Например, в Америку (США) категорически запрещено ввозить лекарства и еду. Если вы принимаете медикаменты жизненной необходимости, с собой нужно иметь назначение врача на английском языке. Знание этих и других нюансов требований закона помогут туристам избежать неприятных ситуаций при пересечении границы.

Марина ШКЕТОВА.

История таможни в Ейске начинается с XVIII века. В порт начали приходить суда с различными товарами. Тогда пошлину за товары назначали городские власти, и шла она в местную казну. В тот момент глава города принял решение требовать пошлину гранитными глыбами, камнями. Это позволило построить булыжную мостовую в центре Ейска при полном отсутствии камня в приазовских степях. А капитаны везли его как балласт вместо воды или песка.