Первое знакомство с летательным аппаратом у Виктора Милеева состоялось в детские годы. Жил он с родителями в посёлке Тюлькино Соликамского района Пермской области.

И вот в один из солнечных дней над посёлком  сделал круг вертолёт Ми-2 и приземлился на расположенное вблизи населённого пункта поле. Практически вся поселковая детвора сбежалась посмотреть на невиданную доселе авиационную технику.  Ребятишки  подходили к винтокрылой машине, трогали её фюзеляж, через раскрытую дверь разглядывали салон вертолёта. Экипаж не препятствовал любопытным ребятишкам.

Это был первый авиационный рейс, доставивший в удалённый посёлок почту. Потом такие рейсы стали регулярными.

Знакомство с винтокрылой машиной стало знаковым в судьбе Виктора Милеева. Он, как говорится, «заболел» авиацией. По книгам стал изучать её историю, много читал о прославленных советских лётчиках.  И уже в старших классах для себя чётко решил, что будет поступать учиться в военное авиационное училище. В 10 классе стал оформлять документы в военном комиссариате.

Семья Милеевых к тому времени уже четыре года жила в Краснодарском крае. Виктор собирался поступать в Тамбовское авиационное училище. Там учился его старший брат, много рассказывавший об этом учебном заведении.  Поэтому ни о каких других авиационных училищах не думал. Но в этом вопросе его взгляды на дальнейшую судьбу разошлись с военкомом.

– Нечего ехать за тридевять земель, в Тамбов, – сказал военный комиссар, – у нас в крае есть Ейское авиационное училище, вот туда и поедешь. Училище имеет богатую историю, учиться там – большая честь и высокая ответственность. Да и к дому ближе…

О Ейском авиаучилище молодой человек имел смутное представление, но с военкомом спорить не будешь. Так Виктор Милеев оказался в Ейске.

– Отбор был жёсткий, – вспоминает Виктор Дмитриевич. – Желающих поступить  было очень много, что вполне объяснимо, поскольку престиж военного лётчика в те времена был высок. Романтика неба манила тысячи советских юношей и девушек. 

Из нашей группы, в которой насчитывалось 35 абитуриентов, поступили только два человека.

А всего на курс зачислили 220 человек. Но заветные лейтенантские погоны получили не все.  Одних отчислили по состоянию здоровья, кто-то не выдерживал нагрузок, не справлялся с учебной программой и т.п.

Курсант Милеев к учёбе относился ответственно и добросовестно, приобретённые теоретические знания закреплял на практике. Поэтому успешно переходил с одного курса на другой.

После окончания авиа­училища Виктора Милеева направляют для прохождения дальнейшей службы в авиаполк, дислоцировавшийся в Таганроге. Служил в должности инструктора, летал на самолёте Су-7, обучал мастерству пилотирования курсантов. В 1977 году офицера переводят в Ейский полк на должность заместителя командира эскадрильи. По рекомендации командования поступил учиться в военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

После окончания академии был назначен на должность заместителя командира полка. Чуть позже – командир полка, дислоцировавшегося в Бердянске. Оттуда офицера переводят в Ейск и назначают заместителем начальника Ейского высшего военного авиационного ордена Ленина училища лётчиков имени  дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М. Комарова.  С 1992 года – начальник этого училища. 

Надо отметить, что все полёты проходили в штатном режиме и пилот всегда выполнял поставленную перед ним задачу. Лишь один раз во время полёта на Су-7 случилось непредвиденное: в сопло самолёта попал парящий в небе орёл. Возникла нештатная ситуация, чреватая тяжёлыми последствиями. Из двигателя слышался звон, что свидетельствовало о том, что он может выйти из строя в любую секунду.  Лётчик развернул самолёт в сторону аэродрома и на практически вышедшем из строя двигателе совершил вынужденную посадку. Мысли о катапультировании даже как-то и в голову не приходило. Сделал всё от него зависящее, чтобы сберечь боевую машину.  Специалисты определили, что двигатель восстановлению не подлежит. Корпус же самолёта не пострадал. Установили на него новый двигатель, и боевая машина продолжила нести свою лётную службу.

Будучи инструктором, Виктор Милеев  дал путёвку в небо многим нынешним лётчикам, занимающим высокие должности в Военно-воздушных силах России.

– Но были такие ситуации, – рассказывает Виктор Дмитриевич, – что иногда не хотелось выпускать курсанта. Всё вроде бы у него нормально: учится хорошо, физически здоров, чётко выполняет все приказы и распоряжения командиров, не имеет никаких нареканий. Однако лётная работа у него не идёт. Понимая, что лётчика из этого курсанта не получится, приходилось его списывать…

За годы службы Виктор Дмитриевич освоил 16 типов самолётов. За штурвалом  провёл в воздухе около трёх тысяч часов.

В 1994 году Виктор Милеев был назначен командиром авиационной дивизии. Командовал ею до назначения военным советником Главкома ВВС в Сирийской Республике. Командировка в эту африканскую страну длилась девять месяцев. Во время пребывания в Сирии удалось увидеть ещё не разрушенную террористами Пальмиру. Она оставила в памяти неизгладимые впечатления. 

Вернувшись из Сирии, ушёл в отставку. За ратный труд награждён орденом Мужества, другими государственными наградами.  Работал в авиакомпании «Юг-регион». В те годы в летний период Ейск был связан регулярным авиационным сообщением с Москвой. Благодаря авиации в наш город на отдых ежедневно прилетали до сотни человек. Пользовались услугами авиации не только жители Ейска и Ейского района, но и близлежащих муниципальных образований.  Москва была для нас намного ближе, чем теперь: чуть более двух часов занимал полёт в столицу нашей родины.

Сейчас генерал-майор Виктор Милеев на заслуженном отдыхе. Он не списан с лётной работы, состояние здоровья позволяет поднимать в небо крылатые машины. И с удовольствием  занимается дачным участком, на котором растут плодовые деревья, виноград, выращиваются различные овощи. В весенне-летний и осенний период Виктор Дмитриевич и Людмила Михайловна большую часть времени проводят на дачном участке. А дело заслуженного лётчика России продолжают его сын  Владимир, который в настоящее время является заместителем командира полка Краснодарского высшего военного авиационного училища.  Внуки: Виктор, который завершает обучение на пятом курсе и в октябре нынешнего года будет получать лейтенантские погоны, и Дмитрий, курсант третьего курса вышеназванного училища.  Настоящая династия военных лётчиков…

Все эти годы рядом с Виктором Дмитриевичем идёт по жизни его жена Людмила Михайловна. Они учились в одном классе, и симпатия друг к другу появилась ещё со школьной скамьи. Поженились. Людмила Михайловна вместе с мужем и детьми переезжала из гарнизона в гарнизон. А в Сирии, поскольку большую часть времени приходилось проводить в квартире, увлеклась вышиванием. Стала вышивать иконы и картины. Часть работ подарила родным и друзьям, остальные украшают стены ейской квартиры. Для Людмилы Михайловны этот год тоже юбилейный.

К слову, в ноябре нынешнего года семья Милеевых отмечает ещё один значимый для супругов юбилей – 50-летие совместной жизни.

Эти совместно прожитые годы вместили в себя множество счастливых мгновений, различных событий, которые навсегда остались в памяти…

✒ Георгий Тимофеев