В нынешнем году Александр Борисович Помыкалов отмечает 55-летний юбилей своему хобби – занятиям парусным спортом. Увлёкся яхтами он ещё учеником средней школы.

 

Как всё начиналось

Когда в городе была создана организация Всесоюзного спортивного общества «Водник», сразу же вступил в её ряды.  Энтузиасты создали Ейскую федерацию парусного спорта. Обратились в городской исполнительный комитет совета депутатов с просьбой о выделении земельного участка на берегу моря. Городские власти выделили федерации участок береговой линии на берегу  Ейского лимана. Любители парусного спорта построили себе боксы для хранения лодок и инвентаря.

Сейчас на территории ВСО «Водник» лодку с парусом увидеть довольно затруднительно, поскольку на месте боксов давно уже построены комнаты, которые сдаются летом отдыхающим. Александр Помыкалов – один из немногих яхтсменов, кто использует выделенный земельный участок по назначению.

Получив аттестат о среднем образовании, юноша поступил в Рязанский медицинский институт. Нагрузка у студентов-медиков немалая, тем не менее,  Александр находил время и для своего хобби. В библиотеке брал специальную литературу, выписывал журнал «Катера и яхты». И сегодня у него в домашней библиотеке собраны практически все номера этого журнала.

Журналы он не просто читал, а тщательно изучал все тонкости строительства яхт. Была у него мечта –  собственноручно построить яхту. И когда молодым специалистом вернулся в родной город, приступил к осуществлению своих планов.

 

От теории к практике

Строительство начал с небольшой яхты с парусом – длина её составляла 3,6 метра. Позже построил швербот Т-2. Причём в стандартный проект яхты внёс свои изменения: сделал два шверта, один – укороченный, второй, как и положено по проекту. Яхта получилась очень удачной, посадка её всего 80 сантиметров, благодаря чему Александр Борисович мог подойти на ней практически к самому берегу. Назвал яхту  именем жены – «Людмила».

Потом было строительство семиметровой двухкилевой яхты, которой было дано имя «Мила».

– В те времена строить яхту было делом довольно сложным, – рассказывает Александр Борисович. – Возникали трудности с приобретением материалов. Особо проблематично было купить ткань на парус. Искали, где только можно. Как правило, покупали уже списанные паруса, перешивали их. Но эти трудности любителей парусного спорта  не останавливали. Яхты строили разных классов, для хождения как по Азовскому, так и Чёрному, Средиземному морям. В Ейске в тот период насчитывалось около 10 человек, кто самостоятельно строил яхты.

 

Давно уж нет

В праздники, такие как День Военно-морского флота, День города яхтсмены устраивали парады, проходя на плавсредствах по морю вдоль береговой линии. Проводились Ейской федерацией и различные соревнования. Яхтсмены нередко ходили в Таганрог, Приморско-Ахтарск…

Но всё это кануло в лету. С развалом Советского Союза изменилась обстановка на Азовском море. Бывшая некогда братская республика стала зарубежным государством. Появилась государственная граница, что не могло не сказаться на повседневной жизни и деятельности яхтсменов, к которым стали предъявляться  повышенные, чем ранее, требования.

Катера и яхты любителей парусных видов спорта дислоцировались в акватории одного из хозяйствующих субъектов в морском порту. Но у предприятия сменился собственник, который значительно увеличил арендную плату за стояночное место. В итоге часть яхтсменов свои плавательные средства распродали. Одни перегнали яхты на постоянное место базирования в город Геленд­жик, другие – в Турцию, третьи – в  Грецию.

И приморский город, которому по логике вещей предписано быть центром парусного спорта на севере Кубани, лишился этой изюминки.

 

Как в Ницце?

К слову, предложения о строительстве марины – гавани для яхт – в разное время поднимались яхт­сменами перед органами местной власти.  Но дальше разговоров дело не пошло. И сегодня владельцы яхт, как говорится, варятся в собственном соку. Правда, образовался небольшой костяк из людей, увлечённых парусным видом спорта. Пытаются активисты «пробить» строительство яхтенной марины. Ведь если появится гавань, то наверняка в неё вернутся яхты, вынужденные по экономическим причинам базироваться в других городах. Откровенно говоря, сложилась странная ситуация, при которой арендовать место для стоянки яхты за рубежом дешевле, чем в родном городе.

Александр Помыкалов в силу состояния здоровья один в море уже не выходит. Передаёт свой богатый опыт тем, кто увлёкся парусным спортом сравнительно недавно, обучает мастерству управления яхтой своего внука, студента Кубанского медицинского института. Именно для него он построил небольшую яхту, на которой дед и внук бороздят просторы Азовского моря…

Швербот – тип конструкции парусной яхты, характеризующийся наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля. Шверт представляет собой заглубленную плоскость, нередко убирающуюся, и предназначен для увеличения бокового сопротивления судна и повышения его устойчивости.

✒ Алексей Гранин