Хочу работать в единой команде

«Пришли записать нашего Дениса в первый класс. Хоть и на автобусе придётся ездить, но нам ваша школа больше всего нравится!» — это родители. «Главное, не паниковать», — это первая мысль директора школы. Но прежде чем сказать, что первые классы уже укомплектованы, она благодарит родителей: «За то, что выбрали для своего ребёнка именно нашу школу и значит нашим педагогам доверяете. Как только появится возможность, я сразу вас приглашу. Нередко ближе к началу учебного года при «подворовых» обходах будущих первоклассников выясняется, что кто-то, к примеру, переехал и ребёнок пойдёт в первый класс по другому адресу. Давайте обменяемся с вами телефонами».

 

Самое интересное, что этот монолог представлявшая Ейский район Екатерина Викторовна Ратникова адресовала одному из членов жюри проходившего в Краснодаре краевого конкурса «Директор школы Кубани-2017». Мобилизовать себя как педагога, психолога и немножко даже дипломата в разговоре с «родителями» конкурсантку обязывало полученное ею задание. Звучало оно примерно так: родители хотят отдать ребёнка именно в вашу школу, но на сегодня у вас нет возможности его принять.

 

– Волновались? – спрашиваю.

 

– Почти как ученица у доски, – признаётся директор. – Но выходя на сцену, я думала о том, что за мной моя 2-я школа и наш Ейский район. Меня поддерживали ездившие со мной на этот конкурс коллеги – Елена Викторовна Казанова (преподаватель русского языка и литературы) и Екатерина Валентиновна Стопановская (наш школьный психолог). Так что старалась справиться с волнением.

 

Сорок четыре школьных директора из разных уголков Кубани соревновались в решении многих поставленных жюри задач. Как теоретических, так и практических – надо было мастерски обыграть предложенные проблемные ситуации. А ещё на сцене перед членами жюри нужно было «провести» педсовет и общешкольную конференцию. Но, пожалуй, самым сложным, вспоминает Екатерина Ратникова, было создать и просчитать образовательный проект профильного обучения. Многие из конкурсных заданий были узко профессиональными и понятными только педагогам. Директор ейской школы № 2 заняла в этих педагогических состязаниях четвёртое место (лучший результат за последние десять лет), став лауреатом краевого конкурса. Награждена почётной грамотой краевого министерства образования, науки и молодёжной политики.

«Отправляя первоклассника в путь за знаниями, каждый родитель хочет, чтобы ребёнок учился в лучшей, по его мнению, школе. Так что же такое хорошая школа? Это путь – долгий, сложный, но бесконечно интересный и яркий. Школа № 2 – старейшая в Ейске, в этом здании до революции размещалась ксенинская женская гимназия… И хотя школа располагается в старинном здании, которому больше ста лет, и является памятником архитектуры, она очень современная и входит в число лучших в городе. Здесь удивительная творческая атмосфера, сильный преподавательский состав. Вы не знаете всех выпускников нашей школы, но в их числе Сергей Бондарчук и Нонна Мордюкова. Уже по этому вы можете судить о том, что главное для наших педагогов – всестороннее развитие личности ученика». Так представила свою школу на конкурсе Екатерина Викторовна Ратникова.

– Когда-то, – вспоминает, – я сама пришла первоклассницей в эту школу. И глядя на своих учителей, я всё больше хотела быть учительницей. Такой, как Надежда Ивановна Киреева – моя первая учительница. Спустя много лет моя мечта исполнилась – я стала учительницей начальных классов… И вот уже восемь лет я директор школы №2 имени Анатолия Ляпидевского, генерал-майора авиации, первого Героя Советского Союза. Главным для себя считаю сохранить традиции старейшей школы города, одновременно развивая современные направления образования.

 

-Екатерина Викторовна, женщина – руководитель – это всегда непросто. И для неё самой, и – рискну заметить – для её подчинённых. Тем более что вы руководите женским коллективом, в котором наверняка случаются разногласия. Занять позицию «над схваткой» получается? Эмоции или разум побеждают?

 

 

– Надеюсь, – улыбается, – и очень стараюсь, чтобы побеждал разум. Это для руководителя главное. Что касается разногласий… В школе пятьдесят три педагога, все люди очень творческие. Поводом для обиды может стать любая мелочь во взаимоотношениях учителей друг с другом, с классными руководителями, не говоря уже о детях. Конечно, всем не угодишь. Но всё случившееся обсуждаем только вместе. Директор должен оценить случившееся с позиции учителя, ребёнка, классного руководителя. Всегда стараюсь ориентироваться на свою первую учительницу. Надежда Ивановна не только давала очень хорошие знания, но и никогда не повышала голоса. А ведь в классе нас было сорок человек!

 

– Во времена авторитарной педагогики, когда учились мы, нарушителей дисциплины вызывали к директору…

 

– Случается. Но сегодня, когда в школы пришла педагогика сотрудничества, стараемся уйти от административных мер и просто помочь родителям и ребёнку разрешить возникшую проблему. Кто-то сорвал урок, у другого в семье не всё благополучно. Стараемся не поучать, а вникнуть в проблему. К примеру, в нашу школу ходят ребята из детского социально-реабилитационного центра (бывшая спецшкола-интернат №3). Ещё помню, к нам пришёл учиться одиннадцатиклассник… Семья приехала из Донбасса, всё было сожжено – и дом, и документы. Понятно, что у старшеклассника серьёзные пробелы в знаниях. Мы вместе с его мамой и со всеми педагогами очень старались ему помочь. И он успешно сдал экзамены по русскому и математике и поступил в Сочи в торговый техникум.

 

-«Эффективное управление эффективными педагогами» – таким был девиз краевого конкурса. Из чего это складывается?

 

– Считаю главным, но, пожалуй, и самым сложным подобрать кадры для сплочённой команды педагогов-профессионалов. В нашей школе преподают заслуженные учителя России, отличники народного образования, кандидаты педагогических наук, победители профессиональных конкурсов, руководители методических объединений. Но, – уточняет Екатерина Ратникова, – даже талантливым учителям сложно обойтись без современного оборудования. И мы его активно используем. К примеру, за высокие показатели в ЕГЭ по биологии предметный кабинет был оборудован интерактивной доской 3D. В школе есть профильное обучение. Стараемся с начальных классов формировать у наших учеников представление об их будущей профессии. Кстати, самые востребованные ребятами направления – естественно-научное и гуманитарное. Благодаря успеху в школьных олимпиадах и научно-исследовательской работе мы стали базовой школой для внедрения дистанционного обучения. Это не только помогает адаптироваться в обществе детям-инвалидам, но и позволяет нам эффективно работать со всеми детьми. Те и другие получают возможность определиться с будущей профессией, как когда-то сделала я, выбрав для себя педагогику.

… В общении с коллегами рождаются новые планы. И сейчас во 2-й школе обсуждают образовательный проект по экологии. Собирают по крупице интересные предложения. Поле деятельности широкое. «Думаю, осуществим задуманное, – говорит Екатерина Ратникова. – Ведь мы все переживаем за то, какой будет родная школа. Хотелось бы, чтобы все педагогические коллективы и управление образованием всегда оставались командой единомышленников. И чтобы все наши победы были общими победами, и неудачи— тоже общими.

Татьяна ШЕКЕРА.