Ветер в лицо. Парус слушается, и шлюпка легко двигается в нужном направлении по водной глади. Впервые радость и восторг от морского путешествия Юлиан испытал, когда ему было 13 лет. Сейчас парню уже 22 года, и он как никогда близок к своей мечте – стать дипломированным судоводителем. В этом году, после защиты дипломной работы, ейчанин отправится на работу по контракту, заключённому с Мурманским пароходством.

Нужным галсом идёте,  друзья!

Много лет назад вместе со своими одноклассниками из школы посёлка Краснофлотского, Юлиан Юшков отправился в морской клуб «Бора». Их пригласил Александр Тараник,  учитель английского языка, казак, по договорённости с руководителем клуба Николаем Хорошиловым. Тогда ребятам рассказали о морских премудростях, показали шлюпки, ялы, помогли вязать самые простейшие морские узлы и пригласили на занятия. Половина ребят отсеялись сразу, зато те, кто остались, оказались настоящими фанатами морского дела. Очень долго вместе занимались Артур Катюков, Дима Веткин, Ефим Юшков. У Юлиана, которого воспитывала одна мама, Нина Васильевна, оказались потрясающие способности – он очень хорошо чувствовал ветер, предугадывал, каким галсом нужно пойти и какой борт подставить ветру, чтобы лёгкое судёнышко слушалось рулевого и выдавало максимальную скорость. Наставники это поняли, когда он впервые участвовал в патриотическом походе «Наследники Победы». Тогда пришлось соревноваться с многочисленными командами из Ростова-на-Дону, Таганрога, Краснодара и даже Тамбова (там ребята занимаются на водохранилище). На протяжении многодневного похода юноши соревновались в гребле, беге, подтягивании, играли в футбол. А в финале похода всегда гоняли на ялах под парусами, и в этом состязании ейскую команду практически невозможно было перегнать. Конечно же, руководитель морского клуба Николай Хорошилов постарался научить подростка тем премудростям, которыми владел сам, его коллеги.

Мечты сбываются

Когда после 11 класса молодой человек подал документы в Новороссийский государственный морской университет имени адмирала Ушакова, оказалось, ему не хватило нескольких баллов для поступления. Но Юлиан подал документы в ростовский филиал университета, куда его и приняли. И не последним аргументом для приёмной комиссии стало именно его участие в походах «наследников». К слову, о том, что он поступил, Юлиан тоже узнал во время похода «Наследники Победы», последнем в его школьной жизни. За пять лет учёбы на факультете эксплуатации водного транспорта и судовождения было всякое. Оказалось, надо хорошо знать английский, иначе, какой же ты судоводитель, если не можешь объясниться с официальными представителями власти или экипажем? Приходилось дополнительно заниматься. Спустя некоторое время перевёлся в головной вуз в Новороссийск, где нагрузка оказалась посерьёзнее, да и предметов добавилось. После третьего курса практика проходила на теплоходах, которые курсировали по Чёрному морю, заходили в порты Болгарии, Турции. Из того путешествия он понял, насколько важно, чтобы на камбузе был хороший кок, иначе весь экипаж будет полуголодным. «А качка? Испытал на себе, что такое морская болезнь?» — спрашиваю у ейчанина. «Лично для меня это не стало сильной трагедией, точно знаю –в море комфортно, хотя сначала подкачивало», — ответил Юлиан. Сейчас он  буквально на три дня заехал домой после полугодового похода на кораблях Мурманского пароходства. И снова отправился в Новороссийск, где его ждёт учёба, ГОСы, подтягивание хвостов (однокурсники уже два месяца учатся, пока он находился в море), защита диплома. По просьбе своего наставника Николая Хорошилова, молодой ейчанин нашёл время, чтобы встретиться с корреспондентом и рассказать о себе. Главное, Юлиан совершенно не жалеет о том, что его преддипломная практика  затянулась до марта – он побывал в Северном Ледовитом океане, на 80-м градусе широты.

Где же ты, белый медведь?

Началось всё очень просто, в университете он получил предписание — явиться в сентябре в Мурманское пароходство. При этом студенту был обещан возврат суммы проезда в плацкартном вагоне (её вернули с первой же зарплатой). А потом были долгие дни и ночи в качестве вахтенного помощника капитана на трёх разных судах, в том числе —  «Индига». Это судно длиной в 164 метра, высотой, как девятиэтажный дом, водоизмещением 22 тысячи тонн. Здесь имеются бассейны и спортзалы, и, что немаловажно, – кок оказался настоящим  профессионалом, команде не приходилось жаловаться на подаваемые блюда. «На самом деле больше опасался, как сложатся взаимоотношения с командой, — признался в беседе с корреспондентом Юлиан, — в длительном походе это очень важно». Ейчанину повезло – отношения с другими членами экипажа были хорошими, да ещё и половина из них оказались земляками, жителями Кубани. Танкер «Индига» осуществляет снабжение 30-тысячного посёлка Собет на Ямале, где добывается сжиженный природный газ. Так что на судне, бороздящем Ледовитый океан, ейчанин побывал в Карском и Баренцевом морях, заходил в устье Оби. Когда на 80-м градусе северной широты возле Земли Франца-Иосифа показались мощные льды, вся команда была в предвкушении настоящего чуда – все ожидали увидеть белых медведей, тем более, что время самое подходящее, разгар зимы. Но, увы, властелин арктических широт не соизволил появиться перед экипажем с юга России…

Сейчас Юлиан Юшков с полной уверенностью говорит: «Я доволен, как складывается моя жизнь, мне нравится будущая профессия. По окончании морского госуниверситета и получения диплома меня ждёт работа по контракту, который я уже заключил с мурманским пароходством. Всем, кто сейчас стоит перед выбором профессии, хочу сказать только одно – чтобы добиться своей мечты, приходится очень много работать. Но я точно знаю – оно того стоит».

Марина Шкетова