На 100-летие Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени дважды Героя СССР лётчика-космонавта В.М. Комарова съехались выпускники разных лет не только из регионов Российской Федерации, но и стран ближнего зарубежья.

Здесь можно было встретить космонавта Владимира Джанибекова, главкома ВВС России 2002-07 годов, Героя РФ Владимира Михайлова, лётчиков истребительной и бомбардировочной авиации. Особо среди выпускников выделялись лётчики морской авиации ВМФ России.  В их рядах, к сожалению, не было Тимура Апакидзе (на фото), выпускника 1975 года.

17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ в городе Остров  Псковской области Тимур Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку. Его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, повёл себя неустойчиво. После доклада об этом на пункт управления полётами лётчику поступила команда катапультироваться. Однако Апакидзе остался  в пилотской кабине, пытаясь посадить самолёт. Но сделать это ему не удалось. Крылатая машина упала на нежилые хозяйственные постройки на окраине деревни Черепягино и загорелась. Как позже установила государственная комиссия, пилот погиб «вследствие психофизической перегрузки». Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа, и в результате во время одного из манёвров испытал восьмикратную перегрузку, потеряв контроль над машиной…

Путь в авиацию

Мечта о небе у Тимура Апакидзе появилась в раннем детстве. Он с мамой летел в  Ли-2, и командир экипажа посадил мальчугана на место второго пилота. Минут 30 Тимур держал ручку управления. А потом спросил у пилота: «Почему вас в кабине двое?» Тот ответил, что это транспортный самолёт, и тут два пилота. Но есть самолёты, которыми управляет один человек. Их называют истребителями.

— Вот это мне подойдёт! — произнёс Тимур…

После окончания Нахимовского училища Тимуру Апакидзе прямая дорога была в высшее военно-морское учебное заведение. Однако юноша мечтал о небе. Он написал письмо Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову с просьбой направить его в лётное училище. И дал обязательство вернуться в Военно-морской флот. Просьба была поддержана начальником училища. Главком дал нахимовцу «добро». И Тимур Апакидзе стал курсантом.

Первым инструктором курсанта был Владимир Абрамовский, которого прозвали «Рэд» за ярко-рыжий цвет волос. Владимир Алексеевич показал Тимуру фигуры высшего пилотажа, которые курсантам знать не полагалось, продемонстрировал боевые возможности Л-29.

В училище Тимур Апакидзе летал на Л-29, Миг-15, Миг-17, Су-7. В 1975 году новоиспечённый лейтенант был направлен для прохождения службы на Балтийский флот в качестве лётчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.

Командир полка

В 1986 году Тимур Апакидзе окончил Военно-морскую академию имени А.А. Гречко и был назначен командиром 100-го корабельного истребительного полка центра корабельной авиации ВФМ, который базировался в городе Саки на полу­острове Крым. Полк образовался практически на пустом месте. Командир сам отбирал лучших пилотов по всем полкам, так как лётчики палубной авиации должны были решать совершенно новые и трудные задачи, которые перед «сухопутными» пилотами никогда не стоят.

При приёме в полк Тимур брал с каждого лётчика расписку, что тот будет заниматься спортом, не будет пить и курить. Уличённых в распитии спиртных напитков наказывал. К примеру, однажды вывел из строя молодого лётчика и спросил, сколько стоит бутылка водки в Саках?

— 9 гривен, — последовал ответ.

— Ошибаешься, дорогой, — сказал командир, — стоит она две лётные смены, которые ты летать не будешь!

На все просьбы молодого офицера, допустить к полётам, командир дал твёрдый отказ. Сам Тимур не пил никогда.

11 июля 1991 года Су-27, на котором командир полка вылетел первый раз, вошёл в перевёрнутый штопор. Тимур выводил машину из штопора до критической высоты. Но когда понял, что спасти самолёт не удастся, и, убедившись, что он падает в степь на безлюдное пространство, привёл в действие систему катапультирования.

Из кабины пилота выбросило вниз головой, что грозило переломом позвоночника. Но Тимур сумел сгруппироваться, помогли постоянные занятия карате, и мышечный корсет спас его от травмы.

Парашют с лётчиком несло на горящий  самолёт. И была большая вероятность приземлиться именно на обломки машины. Лётчику пришлось приложить массу усилий, чтобы перелететь через языки пламени, поднимавшиеся на несколько метров над землёй.

После катастрофы Тимур Автандилович несколько дней был подавлен. Он постоянно мысленно просчитывал, всё ли сделал правильно и где допустил ошибку, которая привела к гибели самолёта? Проведённая экспертиза установила, что причиной крушения стал полный отказ управления, вины пилота в этом не было.

Присяга даётся один раз

26 сентября 1991 года Тимур Апакидзе первым из советских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». За это в октябре 1991 года был представлен к званию «Герой Советского Союза». Но это звание ему не было присвоено. Звания «Герой России» он был удостоен в 1995 году.

После распада Советского Союза Тимур Апакидзе отказался принимать присягу на верность Украине. Его вместе с подчинёнными пытались с позором выгнать из Крыма. Но он позвонил командующему ВВС Украины и объяснил, что Родину они не предавали, а сделали свой выбор и имеют право на построение и проводы с развёрнутым знаменем полка.

10 апреля полк был выстроен на плацу, состоялось прощание со знаменем. Все военно­служащие, кто принял такое же решение, как и Тимур Апакидзе, отправились служить на Северный флот.

В те годы средств на содержание палубной авиации, проведение учебно-тренировочных полётов, создание новых самолётов у России не было. Шло сокращение личного состава. В этих условиях перед Апакидзе была поставлена задача: сажать самолёты на палубу. Иначе авианосец мог быть распилен на металлолом, как многие другие корабли ВМФ РФ.

Тимура Апакидзе беспокоила судьба палубной авиации. Он выходил с конкретными предложениями и программами по сохранению авианосцев,  реформированию центра боевого применения в Саках, созданию «Нитки» на территории России, передаче Ейского авиационного училища Военно-Морскому флоту…

Хоть и с опозданием, но его предложения были приняты. Сохранён авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В Ейске строится «Нитка», на базе авиационного училища дислоцируется 859 центр боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ РФ.

Окончив в 2000 году военную академию Генерального Штаба ВС РФ, генерал-майор Тимур Апакидзе был назначен на должность заместителя командующего морской авиацией ВМФ РФ. Он мог бы не летать на праздничном авиашоу. Но это было не в характере лётчика—палубника. Он принял решение показать высший пилотаж. Весь демонстрационный полёт выполнялся по намеченному плану, но на 4-й минуте после взлёта ситуация внезапно изменилась…

Прославленный лётчик Виктор Пугачёв в одном интервью отмечал высокое профессиональное мастерство Тимура: «Удивительного склада человек! Одержимее лётчика я не встречал. Его называют асом северного неба. Он пользуется непререкаемым авторитетом у тех, кто с ним работает, и всего себя положил на становление палубной авиации…».

Авиации, которая стоит на страже чистого неба над нашей страной. Есть в этом немалая заслуга Тимура Апакидзе, лётчика от бога…