Геннадий Михайлович Курков хорошо известен жителям города Ейска и района своими публикациями на исторические и военные темы в средствах массовой информации.

Но прежде чем взяться за перо, Геннадий Михайлович с отличием окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени лётчика-космонавта дважды Героя СССР Владимира Комарова. В 1970 году был делегатом ХVI съезда ВЛКСМ от комсомольской организации Северо-Кавказского военного округа. После окончания училища службу продолжил в должности инструктора в Ейском авиационном полку. Обучал курсантов лётному мастерству. Лично обучил и выпустил в самостоятельный полёт около 50 курсантов. От должности лётчика-инструктора дошёл до должности заместителя командира части.

Освоил семь типов реактивных самолётов: Л-29,  УТИ Миг-15, 17, Су-7 всех типов, Су-17. Имеет около 2300 часов налёта. Военный лётчик первого класса. После ухода с лётной работы в 1989 году перешёл на преподавательскую в Ейском авиаучилище.

В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на кафедре истории военного университета в Москве. Перешёл на работу старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры вплоть до ликвидации Ейского авиаучилища.

Вчера Геннадий Михайлович отметил свой 70-летний юбилей. Редакция газеты сердечно поздравляет его с днём рождения и желает здоровья, долгих лет жизни и  творческих успехов.

Мы предлагаем вниманию читателей статью Геннадия Михайловича Куркова, посвящённую 105-летию Ейской авиационной школы морских лётчиков.

Ейской авиашколе ­105 лет!

Было бы 105 лет, могут возразить скептики. И будут, к сожалению, правы. Датой рождения Ейского авиаучилища считается 28 июля 1915 года.

Согласно документам оно получило первичное наименование «Офицерская школа морской авиации Отдела Воздушного флота» в Петрограде. В годы Гражданской войны школу перебазировали в Самару и в 1920 году переименовали в «Военно-морскую школу авиации имени Л.Д. Троцкого» (ВМША). В 1921 году ВШМА перебазировали в Севастополь. Имя Л.Д. Троцкого изъяли из названия школы в 1928 году.  С 1930 года школа стала готовить специалистов не только для морской авиации, но и для сухопутных авиачастей. Она была переименована в «Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей (лётнабов) ВВС РККА имени тов. Сталина» в Севастополе.

В 1931 году школу из Севастополя перебазировали в Ейск. Этот город стал её основной базой. В 1935 году училище получило наименование «Военная школа лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации ВВС РККА имени Сталина». В 1937 году её преобразовали в «Военно-морское авиационное училище имени  Сталина» (в дальнейшем – ВМАУ или Ейское авиаучилище).

В нашей школе стал на крыло Герой Советского Союза  А.В. Ляпидевский, получивший звезду Героя № 1. Среди первых семи Героев Советского Союза, получивших высокое звание за спасение челюскинцев, ещё три лётчика учились и служили в училище: С.А. Леваневский, С.В. Молоков  и И.В. Доронин.

К июню 1941 года  авиаучилище стало крупнейшим градообразующим предприятием. Если на 12 промышленных предприятиях города работало 3920 человек, то штатная численность училища приказом наркома ВМФ №0346 от 29.04.41 г. была определена в 2859 человек, из них 1851 человек постоянного и 1008 человек переменного состава. В июне 1941 года состоялся выпуск 1198 лётчиков-истребителей.  В июле-августе 1941 года начали поступать новые самолёты: истребители Як-1, ЛаГГ-3; штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Пе-2, которые нужно было освоить сначала самим инструкторам, а потом переучивать на них прибывших из строевых частей и запаса лётчиков. Параллельно с учебной работой на боевых самолётах училища обеспечивалось воздушное прикрытие районов базирования, промышленных и военных объектов города и патрулирование акватории Азовского моря. Через Ейский морской порт судами Азовской военной флотилии  доставлялись боеприпасы и оружие для войск обороны Крыма. Для прикрытия Ейского аэродромного узла и города от авиации войск противника, была создана 9-я отдельная авиаэскадрилья   истребителей, которая с 1 августа 1941 года была выведена из состава училища и передана в подчинение командованию Азовской флотилии.  Лётчики этой эскадрильи сбили около 30 самолётов противника.

О т ночных бомбардировок противника на аэродромах училища до конца сентября 1941 года  было потеряно девять  самолётов. Кроме того, на центральном аэродроме был уничтожен ангар. Невозможно стало планово заниматься подготовкой курсантов. Поэтому в сентябре 1941 года училище по приказу командования перебазировали в Моздок. В период эвакуации училища в Моздок в сентябре 1941 г. на воздушное прикрытие Ейска кроме девятой эскадрильи была временно направлена и восьмая эскадрилья переучивания, которой командовал Н.А. Чернюк. В составе девятой эскадрильи было 18 лётчиков-инструкторов училища под командованием капитана К.Ф. Попова на 10 истребителях типа И-16. Они не только сбивали самолёты врага в воздухе, но и уничтожали их на земле при штурмовке вражеских аэродромов. Первыми сбили самолёты врага старший сержант Константин Наумов и младший лейтенант Евгений Симончук. Всего же лётчики эскадрильи Попова сбили 27 самолётов противника в воздухе, четыре самолёта сожгли на земле и в период штурмовок вывели из строя около 700 автомашин противника. Несмотря на сложности, с июня по декабрь 1941 года в училище было переучено 383 штурмана, лётчиков-наблюдателей, бомбардира, стрелка-радиста и лиц технического состава (согласно архивным документам так именовали специалистов в 1941 г.). На фронт были направлены 594 лётчика, из них 339 истребителей, 139 бомбардировщиков и 125 лётчиков лодочной авиации.

В связи с прорывом немецко-фашистских войск на территорию Северного Кавказа училище из Моздока было перебазировано в село Борское Куйбышевской области, где продолжило подготовку авиаспециалистов. 25 июля 1943 года авиа-

училище было награждено орденом Ленина и переименовано в ВМОЛАУ им. Сталина. После освобождения территории Кубани от врага, в 1943 году, училище получило приказ о возвращении в Ейск. С 11 октября 1943 года  по 27 мая 1944 года проходил процесс перебазирования, но подготовка авиаспециалистов не прерывалась. В 1943 году училище выпустило 576, в 1944  –  865 и в 1945 году 233 лётчика-истребителя. Всего за годы Великой Отечественной войны Ейское авиаучилище подготовило 3517 лётчиков, 157 штурманов, более 200 воспитанников училища выросли в крупных военачальников.

После войны до 1957 года училище продолжало готовить лётчиков для морской авиации. С 1950 года в училище были освоены реактивные самолёты типа МиГ-15, МиГ-17. С 1957 года состав перешёл на подготовку лётчиков для Военно-воздушных сил страны. В 1959 года училище было преобразовано в высшее. С 1961 года здесь  стали готовить лётчиков для истребительно-бомбардировочной авиации. В 1962 году состоялись  первые полёты на сверхзвуковых самолётах типа Су-7б. С 1963 года  училище именовалось «Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище лётчиков». В 1967 году училищу присвоили ­имя дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова.

В 1992 году состоялся последний полный выпуск лётчиков с дипломами Ейского авиаучилища. В 1994 году состоялся первый выпуск инженеров по управлению воздушным движением. А в  сентябре 2011 года училище простилось со своим знаменем.

Ейск может гордиться выпускниками одного из старейших в нашей стране авиаучилища. 252 выпускника стали Героями Советского Союза, шестеро из них – дважды. Выпускник училища 1930 года – командир авиаполка полковник Е.Н. Преображенский – возглавил первую из трёх групп (по пять самолётов в каждой), совершивших первый налёт на Берлин в ночь на 8 августа 1941 года.  Бомбовый удар был нанесён по ночному Берлину в 1.30. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение задания полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам А.Я. Ефремову, В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, П.И. Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Перечисленные лётчики являлись воспитанниками Ейского авиаучилища в 1930 – 1934 годов.

История Ейского авиаучилища живёт в судьбах наших выпускников: бывшего Главнокомандующего ВВС и ПВО РФ Героя Российской Федерации генерала армии В.С. Михайлова, дважды Героя Советского Союза генерал-майора В.А. Джанибекова, возглавлявшего пять космических экспедиций, и других наших знаменитых ныне здравствующих офицеров и генералов.

Славную когорту героев–ейчан пополнили и выпускники училища, получившие звание «Герой Российской Федерации». 37 Героев России, заслуженные военные лётчики СССР и РФ, заслуженные лётчики-испытатели СССР и РФ, заслуженные пилоты СССР и лётчики-космонавты обрели крылья в стенах прославленного училища. В 2019 г. командиром экипажа МКС являлся выпускник Ейского ВВАУЛ (1992 г.) А.Н. Овчинин. Нынешним начальником морской авиации ВМФ РФ является выпускник нашего училища 1982 года, Герой РФ генерал-майор И.С. Кожин.

Эстафету истории училища принял 859-й центр боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ, который разместился на бывшей территории Ейского авиа-

училища. Совместный музей истории Ейского училища и центра бережно хранит исторические документы и принимает экскурсии по заявкам.

Геннадий Курков, кандидат исторических наук.