Вихрем, водопадом, тайфуном эмоций одаривает своих учеников Ирина Бондаренко! А когда педагог лицея №4 Ирина Владимировна читает стихи, то ты невольно оказываешься на настоящем театральном представлении.

Удивительно ли, что ЕГЭ по литературе у учителя сдают на высокий балл даже те, кто выбрал её не основным предметом. В 2022-2023 учебном году Ирина Бондаренко подготовила трёх «стобалльников», учащихся лицея.

Максимальные баллы на экзаменах по русскому языку и литературе выпускники Ирины Владимировны стабильно получают с 2013 г.

Но, думаю, это не самый главный показатель работы учителя. Гораздо важнее, что мальчишки и девчонки на уроках Ирины Владимировны учатся думать, рассуждать, быть людьми. Среди её учеников – победители и призёры предметных олимпиад всех уровней. В 2021 г. педагог победила в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям Кубани.

Интересно, что на недавней встрече однокурсников кто-то сказал, что меньше всего ожидал увидеть свою сокурсницу Ирину учителем в школе. Тем не менее, своему служению Ирина Владимировна посвятила уже 33 года. Почему «служению»? Потому что каждый выход перед классом – это полная отдача себя, своих знаний, опыта, таланта.

Ещё будучи студенткой Ворошиловградского педагогического института, девушка зачарованно наблюдала за третьекурсниками, играющими в спектаклях. Так в её жизнь вошёл театр: сначала студенческий с агитбригадами и поездом «Комсомолец Украины», а потом, после окончания  театральной школы-студии, и Ворошиловградский народный. Уже тогда девушка успешно начала писать сценарии. «Мы изучали актёрское мастерство под руководством драматических актёров, танцы, сценические движения и речь, – вспоминает Ирина Бондаренко. – С тех пор я обожаю театр». Прививает эту любовь учитель и своим воспитанникам, которые участвуют в театральных неделях, литературных гостиных.

Не раз слышала, что учителю тяжело увидеть результат своего труда, поскольку он не материальный. Вряд ли это касается выпускников Ирины Бондаренко, для которых неизменным всегда оставался авторитет наставника.

«Я убеждена, что чтение – самое необходимое занятие для развития, воспитания и опыта. Единственное требование, которое выдвигаю: читать. Ведь в произведениях классиков можно увидеть и разные примеры семейного воспитания, и многие линии любовных отношений. Причём я всегда приму любое мнение ученика о прочитанной книге. Главное, чтобы он открыл её. Не каждый в юном возрасте может полюбить Гоголя, Достоевского. Но погрузиться в шедевры жизненно необходимо». 

говорит Ирина Владимировна

К слову, чтобы быть на одной волне с подростками, Ирина Владимировна знакомится с книгами, которые они ей тоже советуют читать. Обсуждают потом вместе.

Научить иметь своё мнение, уверенность в себе, пожалуй, сложнее, чем рассказать, как писать без ошибок. А стать ещё и образцом для подражания – это дорогого стоит.

«Никогда не позволю себе прийти на уроки неухоженной. Учителя ребёнок видит ежедневно, иногда больше, чем родителей. Мы воспитываем и учим не только методами и приёмами, но и собственным примером».

– раскрывает необычные детали своей работы Ирина Бондаренко

Стиль, грация, стать – всё это тоже легко считываешь, глядя на прекрасную женщину-педагога. Поневоле выпрямляешь спину и оцениваешь состояние своих маникюра и одежды.

Как всё-таки удаётся сегодня увлечь детей чтением, помочь им поверить в свои силы и поступить в МГУ, СпбГУ?

«Знаете, в этом году я лично убедилась, как важно, чтобы сам ребёнок верил в успех. Выпускницы буквально транслировали своё желание получить высший балл. Так оно и случилось. Конечно, было проделано много работы, прочитано немало книг, выдано огромное количество информации, но уверенность и целеустремлённость необходимы. И поддержать в этом ребёнка должны как педагоги, так и родители». 

– рассказывает педагог

А Ирина Владимировна в своих учеников верит безоговорочно, всегда давая шанс на исправление даже тем, у кого не всё получается сразу . Спустя многие годы выпускники делятся тем, что конспектами по литературе и русскому языку, которые они вели на уроках Ирины Бондаренко, продолжали пользоваться и в студенческие годы.

«Знаете, дети не стали хуже. И сейчас встречаются интересные и талантливые ученики. Задача педагога ещё и в том, чтобы показать, что есть другая жизнь, но при этом суметь сохранить в ребёнке индивидуальность, открыть в нём самого себя, победить внутреннюю неуверенность. А иногда просто дать возможность пообщаться со взрослым мудрым человеком».

– говорит учитель

В Год педагога и наставника, желаем Ирине Владимировне находить новые точки соприкосновения с молодежью, увлекать их культурой и помогать им открывать в себе новые таланты.