Игорь МАЛАХОВ.

Об Асхаде Мамий у нас сейчас мало что знают. Уж насколько кропотливо наш историко-краеведческий музей собирает сведения о замечательных людях Ейска, но даже там об этом интересном художнике ничего не известно. Хотя в запасниках хранится несколько десятков его работ, и картины Асхада Мамий регулярно включаются в различные экспозиции ейского художественного музея.

Автопортрет Асхад Шангериевич Мамий родился в 1928 году в адыгейском поселке
Псебай. Учился в московской художественной академии им. Грекова.
Неизвестно, каким образом он оказался в начале шестидесятых годов в
Ейске. Родственников у него здесь не было. Дел особых тоже. Видимо,
тихий курортный городок вполне подходил для жизни и творчества
одаренного человека. Здесь он женился, работал на разных предприятиях
художником-оформителем. Причем, по воспоминаниям работавшего с ним
местного художника Геннадия Подгорного, Мамий очень не любил заниматься
своими прямыми обязанностями – рисованием официозных плакатов. Их он
поручал своим помощникам, а сам с головой уходил в искусство. Писал
много. Как вспоминает его вдова Мария Исаковна, все стены в доме вместо
обоев были украшены картинами, которые висели от потолка и почти до
пола. Работал не только масляными красками по холсту или картону.
Создавал миниатюры на деревянных дощечках. Часто брался за карандаш,
рисовал карикатуры. Увлекался чеканкой. Любил делать дружеские шаржи,
которые выводил на любом попавшемся под руку клочке бумаги. Участвовал в
художественных выставках Краснодара, Туапсе. В местном Доме офицеров
открылась однажды большая выставка его работ, ставшая настоящим событием
для нашего города.

В Ейске сейчас живут вдова Асхада Мамий и две его внучки. В этой семье
хранится около трех десятков работ художника. В большинстве – пейзажи.
Мамий очень любил рисовать окрестности города. Но в его творчестве
нашлось место и исторической тематике. На одной из картин изображен
берег моря, на котором среди камней турки тянут к лодке захваченных в
местном селении женщин. Неподалеку стоит наготове парусный корабль.
Маленький эпизод войны на Кавказе. А еще хранится в этой семье чеканный
портрет Ленина с густыми развевающимися бровями. Вождь мирового
пролетариата на нем чуть-чуть смахивает на лихого горца.

Асхад Мамий был увлекающимся человеком. Хорошо знал несколько
иностранных языков – английский, немецкий, испанский, французский,
итальянский. Постоянно совершенствовался в них, имел целую библиотечку
словарей. Неплохо играл на скрипке. Однажды натянул струны на какую-то
палку и смог напиликать на этой своеобразной скрипке мелодию. Когда был в
плохом настроении, запирался в комнате и рисовал страшных уродцев
(прямо как Франсиско Гойя с его кошмарными «Капричос»). Очень любил
рисовать портреты своей супруги. Был добрым человеком с большим чувством
юмора. Внучки Света и Юля вспоминают, как дедушка часто грозился
расшалившихся девчонок отнести на рынок и продать. А однажды
действительно посадил обеих малышек в объемистую сумку и потащил ее к
калитке. Девочки страшно перепугались…

Можно ли назвать Асхада Мамий ейским художником, несмотря на то, что
за свою жизнь он не раз менял место жительства, да и умер не здесь?
Наверное, да. Кто-то из древнегреческих философов говорил, что расцвет
творческого потенциала мужчины происходит в возрасте от тридцати пяти до
сорока пяти лет. Значит, в Ейске Мамий провел лучшие годы жизни. Но
беспокойная душа все рвалась и тянула его дальше, к исполнению самой
большой своей мечты – пожить на берегу Каспийского моря. И художник
все-таки уехал туда, навсегда покинув наш город в 1975 году. Перед самым
отъездом подарил ейскому историко-краеведческому музею 42 свои картины.
Он поселился в Баку, работал в каком-то проектном институте. Асхад
Мамий
умер в 1981 году – прямо в трамвае, по дороге на работу.