Игорь МАЛАХОВ.

Этого человека можно считать патриархом отечественного кинематографа. Список ролей Ивана Перестиани содержит примерно полсотни названий художественных фильмов. Самые ранние из них сняты в 1916 году! Он является автором ещё 39 кинокартин и примерно такого же количества киносценариев. Снял знаменитых «Красных дьяволят». В самом начале своей карьеры Перестиани активно выступал на провинциальных подмостках, в том числе и в ейском частном театре. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях «75 лет жизни в искусстве», опубликованных лишь после смерти актёра и режиссёра.

Бедность лицедея

Иван Николаевич Перестиани начал творческую карьеру в шестнадцатилетнем возрасте. Выступал сначала в театре родного Таганрога, уехал на один сезон в Воронеж, снова вернулся домой. Летом 1889 года его пригласили в Ейск. Там, по воспоминаниям Перестиани, «в центре города был деревянный театр, больше походивший на сарай». Принадлежал он местному купцу винному заводчику Гефлигеру.

Рассказывая о ейском периоде своей жизни, Перестиани не говорит о спектаклях, в которых участвовал, и сыгранных ролях. Зато постоянно акцентирует внимание читателя на хроническом безденежье, характерном для провинциальных актёров. Оплата труда работников сцены зависела от сборов. Последние были невелики. И по усам председателя ейского товарищества актёров Владимира Бонифациевича Томары (дворянина, брата одного из российских губернаторов) можно было определить, достаточно ли денег у местных лицедеев. В лучшие времена усы красились в чёрно-фиолетовый цвет. Но чаще всего они выглядели полинявшими, и сквозь остатки краски уныло просвечивала седина.

«Я помню одно утро, – пишет Иван Перестиани, – когда, придя на репетицию раньше срока, я застал актёра Болоховского, полулежащего на скамье за чтением довольно толстой книги, которую он, завидев меня, бросил на скамью со словами: «Дрянь книга».

Я её поднял. Это было начинавшее приобретать широкую популярность сочинение Е. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (как готовить вкусную пищу).

«Тошно читать! Ты посмотри сам, все рецепты начинаются одинаково: «Возьмите два фунта мяса…», «три фунта мяса…», «телячью печёнку…», «баранью ногу…»

«Ну и что же?»

«Гм… возьмите. А где взять? У кого взять? Не сказано. Вот и получается – никудышная книга».

Домашний спектакль

В Ейске Перестиани пробыл недолго. Получил приглашение выступать в театре Владикавказа и уехал. Но спустя два года, по случаю призыва в армию, он вынужден был вернуться в Ейск, чтобы пройти здесь медкомиссию. Это выглядит несколько странно, но можно предположить, что Перестиани был записан в мещане города Ейска.

От службы актёр был освобождён, но вернуться во Владикавказ было не на что. Выручил всё тот же Гефлигер. Узнав о бедственном положении Перестиани, он предложил актёру поставить домашний любительский спектакль, пообещав за это сто рублей – солидную сумму (тогда курица на рынке стоила 20-30 копеек). Сами исполнители выбрали для постановки лёгкую комедию-фарс популярного в то время немецкого драматурга Густава Кадельбурга «Тёмное пятно».

Перестиани доверили режиссуру. Известно, что за тридцать лет работы на провинциальной сцене он часто сам ставил спектакли. И в 1916 году московский театр «Аквариум» пригласил его на работу в качестве режиссёра. Видимо, постановками молодой актёр занимался уже в самом начале своей карьеры, и Гефлигер знал об этом.

В спектакле играли представители местной элиты: жена врача, мировой судья… В своих воспоминаниях Перестиани вволю позлобствовал над модными тогда домашними постановками: «Любитель – это чаще всего самонадеянный человек, отсюда идёт главная беда. Что касается актёрства вообще, то поскольку и Сократ, и Петроний, и Бальзак, и Шекспир утверждали, что мир – это театральные подмостки, а все люди – актёры, подвизающиеся на них, то любителям и карты в руки».

[node:title]

Режиссёр «дьяволят»

Иван Перестиани изъездил всю страну. Играл на Волге и Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ближе к своему пятидесятилетию начал сниматься в кино. Благодаря «Красным дьяволятам» может считаться родоначальником отечественного приключенческого кино. Лента имела потрясающий успех. Для 1923 года это был настоящий прорыв. Напряжённый сюжет. Актёры выполняли сложнейшие трюки без страховок и участия каскадёров: бегали по крышам вагонов двигающегося поезда, прыгали со скалы в море…

Спустя три года Перестиани снял несколько фильмов – продолжения знаменитых «дьяволят»: «Преступление княжны Ширванской», «Савур-могила» и другие. Но зрители остались к ним равнодушными.