Тимофей Филиппович Подгорный за свою жизнь сделал более тысячи струнных инструментов. Скрипки, виолончели, контрабасы, альты… Многие из них уникальны и высоко ценятся музыкантами. Мало кто знает, что этот мастер-самоучка осваивал своё мастерство в Ейске, куда приехал четырнадцатилетним пареньком.

Дар генеральши

С самых ранних детских лет он работал с деревом. Помогал отцу, плотничавшему при имении вдовы генерала Ольховского. Дядя-столяр сделал однажды скрипку. Тимофей последовал его примеру и сам играл на получившемся инструменте. Нигде не обучался музыке, потому пиликал на слух. Видимо, получалось хорошо, так как заслушавшаяся генеральша Ольховская подарила однажды юному музыканту детскую скрипочку фабричного изготовления. Возможно, именно этот подарок решил судьбу Тимофея Подгорного.

Его семья переселилась из Харьковской губернии в Ейск в 1887 году, когда будущему мастеру струнных инструментов исполнилось четырнадцать лет. Здесь он стал столяром-краснодеревщиком. Делал для ейчан буфеты, комоды, стулья, покрытые искусной резьбой. Между делом работал скрипки, которые успешно расходились по рукам местных музыкантов. О молодом Подгорном пошла слава, ведь его скрипки отличались особенным звучанием.

С Ейском пришлось расстаться. Поиски лучшей доли погнали Подгорных сначала в станицу Роговскую, а с 1900 года они жили в Екатеринодаре, где Тимофей открыл собственную мастерскую. Делал не только скрипки, но и виолончели, и даже балалайки. А перед этим была срочная военная служба, которую он прошёл в Майкопе. В своей воинской части Подгорный организовал из солдат струнный ансамбль, изготовил для него все инструменты и даже написал «Мазурку» для струнного и духового оркестра, которая пользовалась в Майкопе большой популярностью и за которую автор получил в награду от командира бригады рубль серебром. В общем, опыт приобретался…

Кстати, история с майкопским военным оркестром в точности повторилась в годы Первой мировой войны. Подгорный в 1914 году был в сражении под Ковно контужен, попал в плен к немцам. Несколько лет в лагере для военнопленных не прошли для него зря. И здесь он организовал струнный оркестр из наших солдат, томящихся в плену, сделал для них инструменты. Надо думать, музыка скрашивала тяготы плена.

Быть или не быть

«Конкурс имеет целью выяснить как вопрос о серьёзности работ русских мастеров и значение их для искусства, так и необходимость прийти последним на помощь, так как в настоящее время о работах русских мастеров существуют мнения совершенно противоположные», – так объясняло правление российского Общества друзей музыки необходимость профессионального конкурса мастеров струнных инструментов. Он состоялся в феврале 1913 года в Малом зале Петербургской консерватории. «Уже на предварительном совещании членов жюри выяснилось, что дело предстоит довольно интересное и по выполнению очень сложное. Выходило почти так, что конкурс должен был решить вопрос: быть или не быть русским мастерам», – так писала тогда «Русская музыкальная газета».

Дело в том, что издавна лучшими в деле изготовления струнных музыкальных инструментов считались итальянцы. Даже у непосвящённого на слуху эти имена: Амати, Страдивари, Гварнери. Далее – ученики, школы и всё, что из этого вытекает… Но дело в том, что русские мастера давно уже смело заявляли о себе – и не только в Отечестве. Тот же Тимофей Подгорный, живя и творя в далёком от столиц Екатеринодаре, умудрился получить ряд престижных наград. К 1913 году он мог похвастаться не только наградами отечественных выставок, но и большой золотой медалью, полученной в Брюсселе за свою скрипку «Мадонна», и золотой медалью, привезённой из Антверпена, – тоже за одну из своих скрипок.

А на первом отечественном профессиональном конкурсе высоко была оценена работа наших мастеров. Сам Подгорный удостоился высшей награды за квартет, игравший на его инструментах.

Уже в Советском Союзе дважды отечественные мастера соревновались с итальянцами – в 1926 и 1933 годах. Никаких подсуживаний на таких конкурсах быть не может, ведь музыкант с инструментом находится за ширмой и жюри оценивает исключительно звучание, не зная, творение какого мастера оно слышит. Так вот оба раза все пять первых мест заняли инструменты работы наших мастеров: Подгорного, Косолапова, Витачека, Фролова и Морозова. Знаменитый Бергонци оказался вторым, а великий Страдивари – всего лишь шестым. Знатоки, правда, сетовали потом, что старинные скрипки прославленных мастеров не пережили воздействия временем. Дескать, залапаны и многажды чинены… Но всё это не умаляет достоинства наших Страдивариусов.

Струны и наука

Тимофея Подгорного можно назвать настоящим учёным. Как в детстве он свою первую скрипочку делал наугад, так и всю жизнь экспериментировал. Именно ему принадлежит изобретение альта с вырезом лишь на правой стороне корпуса. Такой инструмент отличался особенным бархатистым звуком. Подгорный же разработал технологию изготовления высококачественных струн, вычислил пропорции струнных инструментов для детей.

Сразу после революции Наркомпрос поручил ему создать школу мастеров смычковых инструментов. Через несколько лет она была преобразована в учебно-показательные мастерские. Был научным сотрудником института музыкальной науки, работал мастером смычковых инструментов при оркестре Большого театра. В аудиолаборатории изучал звучание музыкальных инструментов через магнитофон. Его перу принадлежат труды «Радиофоничность смычковых инструментов» и «Радиофоничность струн». В 1934 году Тимофей Подгорный организовал фабрику смычковых инструментов, на которой всего за пять лет подготовил квалифицированные кадры, лично произвёл все технические расчёты и изготовил лекала для всех деталей, создал технологию производства.

«На Московской фабрике струнных инструментов, выпускающей скрипки для массового употребления, создана бригада индивидуального мастерства во главе с бригадиром Соловьёвым. Над бригадой шефствует Т. Ф. Подгорный. Восемь юношей и девушек, перенимая опыт заслуженного мастера, выпускают двадцать прекрасных скрипок в год», – так писал в 1949 году журнал «Смена».

До конца своей жизни (скончался он в 1958 году) мастер продолжал своими руками делать музыкальные инструменты. Их больше тысячи. Специалисты отмечали красоту и даже элегантность корпусов, отличные концертные свойства. Многие инструменты работы Подгорного являются экспонатами частных коллекций. А на его альтах играют до сих пор. К примеру, известен альт «Юпитер», изготовленный Тимофеем Филипповичем в 1947 году. Говорят, что это инструмент с небывалым звучанием. Вот только местонахождение его ныне неизвестно.