Исторические документы свидетельствуют о том, что  инициатива основания города на Ейской косе принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Рашпилю. В первой половине XIX века шло интенсивное освоение кубанских степей, на которых выращивались хорошие урожаи зерновых культур.

Естественно, войсковой атаман, радея за развитие вверенной ему территории, искал варианты транспортировки произведённой сельскохозяйственной продукции на российские и зарубежные рынки. Наиболее удобным для этого представлялся морской путь. Так родилась идея строительства морского порта на Азовском побережье. Она была поддержана светлейшим князем Михаилом Воронцовым.

Приоритет — Ейской косе

Из трёх предложенных вариантов (а рассматривались Ейская, Очаковская и Приморско-Ахтарская косы) предпочтение после проведения изыскательских работ было отдано первой. Итогом проведённой работы стал Указ императора Николая I, которым повелевалось открыть порт и учредить город, который именовать портовым городом Ейском. Этим же Указом переселенцам предоставлялись различные льготы. К примеру, они освобождались от налогов, а также от повинностей, за исключением городской и земской, на 15 лет. Купцы освобождались от уплаты гильдийских повинностей и могли торговать без уплаты налогов на территории всей Кубанской области. Узнав об Указе,  в поисках лучшей доли в Ейск потянулись жители многих российских губерний…

Торжественное открытие города состоялась 19 августа (по старому стилю) 1848 года. В церемонии принял участие наместник царя на Кавказе светлейший князь Михаил Воронцов. Он заложил первый камень в основание городского собора на Михайловской площади (в настоящее время – парк имени М. Горького). И именно Михаил Воронцов в 1849 году утвердил первый план застройки города. Этот план предусматривал перпендикулярное расположение улиц. А прибывший в Ейск (по направлению Михаила Воронцова) архитектор Иван Жуковский разработал жёсткие требования к застройщикам. Им было предложено 20 типовых проектов домов. И при строительстве застройщики должны были  неукоснительно придерживаться этих проектов. Позже было разрешено отступать от этих правил, но изменения в проекте необходимо было  согласовывать в городской управе.

Кстати, получить статус жителя города для многих приезжающих оказалось довольно сложно. Переселенец обязан был подать прошение на имя градоначальника. В случае отсутствия документов, канцелярия посылала запрос по месту прежнего жительства. И только получив ответ, заявителя приписывали к городу. Участки под застройку выдавались довольно быстро. Резко возрос спрос на стройматериалы. И как следствие, в восточной части города появилось несколько кирпичных и черепичных заводиков, с одной-двумя печами. Для производства кирпича и черепицы использовалась местная глина.

Лес, необходимый для строительства, закупали в Царицыне (Волгограде). Купленный лес по Дону сплавляли до Азовского моря. Там на плоты ставили паруса и перегоняли их до Ейска. На берегу Ейского лимана появились лесные биржи.

К 1867 году в Ейске было 41 кирпичных заводов, 61 – маслобойных, кожевенных – 12, салотопленных – 3, гончарных – 1.

Пристани – главные сооружения 

Для портового города главнейшими сооружениями являлись пристани. Поначалу вся портовая деятельность была ориентирована на Ейский лиман. Но когда в порт стали прибывать большие корабли, от этих пристаней пришлось отказаться, так как суда из-за мелководья не могли к ним подойти. Большим кораблям приходилось становиться на якорь вдали от берега. Зерно в порту насыпали в мешки, на баржах везли к кораблю и пересыпали в трюмы. Погрузочно-разгрузочные работы велись вручную, занимали много времени. Жизнь требовала строительства  пристани на берегу моря.

В Ейске в то время находились представители зарубежных хлебобпромышленников, проживало несколько сот иностранных граждан. Городская почта обрабатывала корреспонденцию на английском, итальянском, немецком и французском языках. Зерно экспортировалось в добрый десяток иностранных государств. А в 1870 году была учреждена Ейская таможня. Но объём грузооборота сдерживался мелководностью порта.

В 1892 году были проведены изыскательские работы, составлен проект на постройку нового порта, стоимостью порядка миллиона рублей золотом. Городская казна такой суммы не имела. А подаваемые в правительство России ходатайства о выделении средств оставались без удовлетворения.

Алексей Гранин