«А у этой шпаги вес совсем другой!» – рассматривая холодное оружие, говорит Константин Дзгоев владельцу клинка, Николаю Глиняному.

«В моём детстве, когда я занимался фехтованием, нам давали шпагу весом около 800 граммов, а эта весит около 500»,

– добавил кандидат в мастера спорта по фехтованию.

Николай Глиняный, казак и коллекционер клинков и Константин Дзгоев встретились в нашей редакции. Им было о чём поговорить: оба увлекаются оружием. К тому же Константин Михайлович больше 10 лет жизни занимался фехтованием, прошёл путь от детского разряда до к.м.с. При этом большинство ейчан его знают как депутата Совета МО Ейский район и руководителя крупного предприятия.

Сегодня он говорит об этом виде спорта с большим уважением и даже дал ему своё личное определение: «живые шахматы».

Константин родился во Владикавказе, и родители отдали  сына в секцию фехтования. Оно было популярным в столице Северной Осетии. При этом все фехтовальщики являлись воспитанниками спортшколы олимпийского резерва. Юноши и девушки занимались со шпагой, рапирой, саблей, получая экипировку и оружие сразу же по зачислению в учебную группу.

Костя попал к тренеру Павлиди и в 1981 г. взял в руки шпагу. Одно из первых правил, о котором рассказал тренер, – это уважение во время поединка к сопернику, судьям и даже зрителям.

Тренер сразу увидел, что парень – левша, а значит, тренировать его нужно усиленно.

«Поначалу было тяжело и непривычно. Шпага к концу занятий становилась неподъёмной, как будто весила несколько килограммов, а ведь ею нужно было ещё успевать наносить удары. За полтора часа руки сильно уставали».

– вспоминает Константин Михайлович

Но упорный труд уже в первые полгода принёс результат. Юного спортсмена включили в городскую команду, которая выступала на соревнованиях среди городов Северного Кавказа. Константин Дзгоев быстро обратил на себя внимание: он стал 9-м из 50 сверстников! За него переживали даже незнакомые спорт­смены. Выше не смог подняться – опыта не хватило. Эти самые первые победы и поражения надолго вдохновили Константина, да и запомнились на всю жизнь.

Позже юный спортсмен перевёлся в секцию, расположенную ближе к дому и тренер Юрий Цалагов предложил Косте заниматься с саблей. Тогда её вес составлял 700 гр., в отличие от современных клинков, которые делают из облегчённого металла.

«Я называю фехтование шахматами в трёхмерной проекции. Здесь очень важно продумать рисунок боя, вовремя отступить и нанести победный удар».

– рассуждает Константин Михайлович

Константин Михайлович благодарен родителям, что отдали его в секцию фехтования. При этом он ещё успевал играть в дворовой футбол и даже выезжал с командой на соревнования «Кожаный мяч». И с теплотой вспоминает тренера Юрия Ибрагимовича, который ругал за двойки, а в награду за хороший результат угощал своим фирменным чаем с лимоном. И казался он мальчишкам слаще сгущёнки!

Учил тренер терпению и выносливости. Иначе не выполнить задание: держа саблю в вытянутой руке написать в воздухе свои имя, отчество и фамилию.

«Жаль, что сейчас фехтование есть только в больших городах. Была бы открыта секция здесь, в Ейске, и сам бы ходил, и детей привёл!»

– говорит Константин Михайлович

Что ж, возможно, и в нашем районе когда-нибудь начнутся занятия со шпагой, рапирой или саблей. Фехтование очень красивый, аристократичный и Олимпийский вид спорта.