Ах! Александр свет Сергеевич!

Без корней нет дерева, без фундамента нет дома, а без Пушкина нет русской культуры.

Литературное творчество великого русского поэта сопровождает нас на протяжении всей жизни, его произведения объединяют людей всех возрастов и национальностей. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день, проходит множество культурных мероприятий, посвящённых творчеству поэта.

Ейский центр народной культуры для ейчан и гостей города в сквере у памятника А.С. Пушкину устроил ежегодный праздник «С днём рождения, Пушкин!», посвящённый в этом году 220-летию русского поэта. Для любителей творчества Пушкина прозвучали его стихи, свои произведения представили современные поэты народного коллектива поэтов, прозаиков и композиторов «Парус».

Праздничное мероприятие открылось музыкой удивительной красоты – вальсом Георгия Свиридова из к/ф «Метель», в основу которого легла повесть Александра Пушкина. Романсы на стихи Пушкина звучали в исполнении ансамбля народного академического хора и солиста Ивана Пономарёва. Пушкинскую встречу украсили коллективы ейского городского Дворца культуры: хореографические коллективы «Калина» и «Вечерние ритмы», народный камерный ансамбль «Вдохновение». Свой музыкальный подарок преподнесли зрителям воспитанники детского сада № 26 под руководством Людмилы Заводновой. А атмосферу пушкинского времени воссоздали участники образцового театра чтеца.

Традиционно к памятнику тому, кого принято считать родоначальником современного русского языка, были возложены цветы.

Финалом праздника стал открытый поэтический микрофон, где дети и взрослые читали стихи великого поэта.

Арина Сидорчук.

 


 Дар слова

Ведущая рубрики – заслуженный учитель Российской Федерации Галина Викторовна Логунова.

 

«Духовной жаждою томим…»

Сегодня, 6 июня, исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика, основоположника современного русского литературного языка – Александра Сергеевича Пушкина. Третье столетие живут произведения гения, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», – писал русский литературный критик Виссарион Белинский.

Но чтобы такой эффект имели труды творца, какими же духовными богатствами должен был обладать сам творец?! Известно, что за шесть лет обучения в Царскосельском лицее Пушкин получил образование, приравненное к университетскому. Несомненная заслуга в этом выдающихся преподавателей лицея. Напомним только об одном из них. Так, благодаря профессору Николаю Фёдоровичу Кошанскому, преподавателю латинского языка, российской и латинской словесности, лицеисты получили глубокие знания на поприще русской литературы, а также поэзии и истории античного мира, свободно читали в подлинниках произведения Цицерона и Вергилия. При этом убеждались в правоте своего профессора, считавшего, что «древние служат примером для образования ума и вкуса». Наставник поощрял в воспитанниках дух свободомыслия и творчества, пробуждал веру в свои возможности. «Кто молод и чувствителен душою, тому непростительно не быть поэтом, – говорил он, – но при этом должно любить труд, ибо где нет любви к делу, там нет успеха». Лицеисты вспоминали, что «…заслушивались рассказами и чтением Кошанского, с нетерпением ожидали его лекций и доверчиво показывали ему свои «поэтические огрехи».

Неповторимая пушкинская поэзия тоже стала расцветать в лицее. В 1814 году в московском журнале «Вестник Европы» под псевдонимом «Александр Н. к. ш. п» было опубликовано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Правда, по свидетельству сестры поэта Ольги, Пушкин начал писать стихи и небольшие пьески рано, лет с шести-семи, только все они были на французском языке. А в восемь-девять лет из отцовской библиотеки он стал взахлёб читать в оригинале книги таких авторов, как Вольтер, Лафонтен, Мольер, и, подражая им, сочинять по-французски уже не только стихи, но и поэмы.

«Духовной жаждою томим» – эти слова, с которых Пушкин начал своё стихотворение «Пророк», можно поставить эпиграфом ко всей жизни поэта. Его духовное становление шло очень быстро. Начав в 15 лет публиковаться в журналах и заслужив одобрение «мэтров» русской поэзии, он уже в 20 лет известен всей читающей России. В 25 – вполне зрелый талант и зрелый характер, автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». И каждый следующий год – новый гигантский взлёт к совершенству поэтическому, художественному, личностному через творческое горение, через строгую взыскательность к себе, к своему творчеству. Объяснение такого феномена в стихах поэта: «Блажен, кто понял голос строгой/ Необходимости земной,/ Кто в жизни шёл большой дорогой,/ Большой дорогой столбовой,/ Кто цель имел и к ней стремился,/ Кто знал, зачем он в свет явился».

 

«Укреплять дух и сердце…»

«Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы…и шёпот зависти и лёгкой суеты…» – писал Пушкин во второй половине 1836 года, когда враги и завистники в своих пасквилях прикоснулись к самому дорогому – его семье и сделали невыносимой жизнь поэта. В это время Пушкин пишет стихотворение «Отцы-пустынники» в переложении вдохновляющей молитвы св. Ефрема Сирина:

Отцы-пустынники и жёны непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.    Значение слов

Отцы-пустынники – монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир;

жёны непорочны – святые преподобные монахини; свободные от порока, греха;

области заочны – недоступные для человеческого глаза;

дольние бури и битвы – земные искушения, напасти;

падшего – грешного;

зреть – видеть;

праздность – пустое времяпрепровождение, безделье;

любоначалие – властолюбие, стремление к власти;

празднословие – пустословие, болтливость.

 

Знаете ли вы, что…

Юзефович, адъютант Раевского, увидев в 1829 году Пушкина на Кавказе в действующей армии, оставил о нём такие воспоминания: «Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета… черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе…».

Источники:

1. Басина М. В садах лицея. Детская литература, Ленинград, 1989.

2. Волков Г. Мир Пушкина. Молодая гвардия, М., 1989.