В канун очередной годовщины вывода советских войск из республики Афганистан в редакции нашей газеты прошел «круглый стол», участие в котором приняли Иван Кухта,  председатель Ейского отделения «Интернационалист» «Российского союза ветеранов Афганистана», члены организации Александр Шабанов, Александр Ширишорин и Юрий Петров.

У каждого из них за плечами не одна боевая операция. К примеру, Александр Шабанов, служивший в  1986-88 годах, принимал участие в проводке 13 колонн, доставлявших продукты питания, строительные материалы, топливо в отдалённые районы республики.
Александр Шабанов: "Перед проходом колонны десантники и мотострелки тщательно прочёсывали прилегающие к дороге территории. Но при движении колонны на особо опасных участках душманы появлялись словно из-под земли. Обстреливали машины из всех видов имеющегося у них оружия.

В такой ситуации многое зависело от водителей. От того, сможет он вывести машину из зоны обстрела или нет. Ведь подбитая машина, особенно если это случалось на узкой горной дороге, не давала возможности проезда всей колонне. И та становилась хорошей мишенью для душманов. Во время сопровождения колонны мы попали под обстрел.  Впереди идущий «КамАЗ» поначалу резко сбавил скорость, а потом рванул вперёд. Догоняем мы его, а у него вместо скатов одни ошмётки резины. Духи, оказалось, расстреляли ему все колёса, но солдат не растерялся, вывел машину из-под обстрела на одних металлических дисках…»

Иван Кухта: «Существовало одно непреложное правило, согласно которому каждая колонна сопровождалась вертолётами. И его нарушение приводило к трагическим последствиям. Помнится, колонна артиллерийского дивизиона, не дождавшись прикрытия, въехала в Кандагар. Душманы сожгли все машины. Аналогичная ситуация повторилась уже через много лет, в Грозном, куда также без прикрытия вошла Майкопская бригада…»

Опыт боевых действий в Афганистане военнослужащие накопили немалый. Но с развалом Советского Союза из армии были уволены тысячи офицеров и прапорщиков, чей опыт оказался не востребован. А ведь грозненской трагедии могло и не быть, если бы руководившие операцией военачальники взяли на вооружение афганский опыт.
 

Юрий Петров служил в Афганистане в 1982-83 годах. Однажды в восточной части Кабула их подразделение попало под обстрел. С ними был полковник, недавно приехавший из Союза и не имевший боевого опыта. Погиб бы он от разорвавшейся поблизости мины, но рядовой Петров в последнее мгновение закрыл собою офицера и принял на себя осколки. За это был награждён орденом Красной Звезды.

Орденом Красной Звезды за уничтожение центра по подготовке полевых командиров награждён  и Александр Ширишорин. В том бою он получил ранение…

Александр Ширишорин: «Возвращаясь со службы из далёкого Афганистана, бывшие воины оказывались предоставленными сами себе. Их нуждами и проблемами, как показала практика, органы власти не интересовались.  Поэтому в городах и районах края стали создаваться общественные организации воинов-интернационалистов».

Иван Кухта: «Наш город не стал в этом плане исключением. 10 апреля 1986 года в городе был создан клуб «Интернационалист», который со временем трансформировался в Ейское отделение «Интернационалист» Российского союза ветеранов Афганистана.На учёте состоят около 400 человек, активно работают в ней 94. Под опекой организации 35 семей воинов, погибших при выполнении интернационального долга и в контртеррористических операциях».

Участникам афганской войны есть что вспомнить, есть что рассказать молодёжи. Они частые гости в учебных заведениях. Рассказывают о тех, теперь уже давних событиях, товарищах, которые не вернулись живыми с той необъявленной войны. Находятся, к сожалению, в наше время люди, которые пытаются вбросить в умы подрастающего поколения мысль, что нахождение советских войск в Афганистане — авантюра, на которую пошло советское правительство. Воины-интернационалисты с этим не согласны.

Оказывая помощь и поддержку народному правительству Афганистана, советские солдаты тем самым защищали южные рубежи нашей Родины. Ушли мы из Афгана, туда пришли американцы со своими союзниками по НАТО.  В Россию хлынул поток наркотиков, а позже грянула и война на Северном Кавказе.  Как считают интернационалисты, все эти события могли  начаться раньше, не появись на афганской земле шурави — так называли в республике, независимо от национальности, солдат и офицеров советской армии.
Георгий Тимофеев.