Хлебороб земли кубанской. Имя Анатолия  Бурбеля золотыми буквами вписано в историю земледелия Ейского района, Кубани, да и всей России. Труды его уникальны, и именно они дали основание учёному совету Академии по проблемам качества РФ для присуждения Анатолию Фёдоровичу звания «Академик АПК Российской Федерации», минуя звание доцента.

Именно радениями исследователя земледелия А.Ф. Бурбеля в Ейском районе прошли Всероссийский и Всесоюзный семинары по производству сильных и твёрдых пород пшеницы. За разработку этой прогрессивной технологии Анатолий Бурбель удостоен звания «Лауреат премии Совета Министров СССР» за 1980 год.

Как картошка  к Кирову привела
До этого случайного поворота судьбы Толя никогда не жил в деревне. Родился в Новосибирске, там окончил школу. Как-то по осени родной брат матери Анатолия Иван Константинович попросил откомандировать племянника к нему на помощь. Урожай картошки в тот год был отменный. В деревне Толя познакомился со студентами Омского сельскохозяйственного института имени Сергея Кирова, убиравшими в колхозе картошку.  Те пригласили его к себе в альма-матер.
Так учёба началась... — растерялся Анатолий.
Мы сами за тебя к декану пойдём, — ответили новоиспечённые друзья. И пошли. Целой гурьбой. Сразу выложили все козыри: во-первых, штангист, во-вторых, рисует хорошо, в-третьих, посмотрите аттестат, одни пятёрки. Приняли Бурбеля без экзаменов по пятёрочному аттестату, без стипендии. Был, как говорится, вольнослушателем. А уже в очередную годовщину Великого Октября как студент-отличник шёл в первой шеренге института и нёс портрет Сергея Кирова, который был им же и нарисован во весь рост.

Пути господни неисповедимы
Ни сном, ни духом не догадывался Анатолий Бурбель, что судьба навсегда свяжет его с нивой Кубани. Сибиряк-тяжелоатлет приехал сюда на первые Всероссийские летние студенческие игры сельскохозяйственных вузов. Защитив честь родной Сибири, увёз из Краснодара грамоту победителя и именные часы. Кубань понравилась, но по распределению направили его в Кемеровскую область. Агроном-полевод на практике почувствовал, что нужны новые знания. И в 1964 году окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности «Защита растений».

И стал с тех пор Анатолий Фёдорович фанатом хлебного поля, практиком-исследователем, особенно озимого клина. Ейчане пригласили на работу начинающего учёного, предложив ему должность главного агронома в колхозе «Путь к коммунизму», накопившем к тому времени долг в три миллиона рублей. Бурбелевская стратегия на пшеничном поле не только сняла финансовую удавку с хозяйства. Колхоз стал собирать небывалые для той поры 50-центнеровые урожаи.
Как не приедешь в колхоз, Бурбеля в кабинете нет, вечно на поле торчит, в земле роется, — вздыхал-ворчал начальник управления сельского хозяйства Михаил Катин. И тут же расплывался в улыбке: «Ну и дотошный же, ну и скрупулёзный!»

Да, Анатолий Фёдорович, стоя часами на коленях перед крохотными растениями в разных фазах их развития, словно молился будущим хлебным злакам. В разную погоду, чумазый и счастливый, взмокший от кубатуры выброшенной земли. Он копал глубокие, до двух метров, шурфы, лично определяя запасы продуктивной влаги и развитие корневой системы, осторожно обнажая её нежнейший ствол во всю  высоту, по миллиметрам измеряя и тщательно зарисовывая сокрытую от человеческих глаз тайну. Надо видеть десятки этих тщательно, лично им нарисованных в цвете схем, которым нет цены.

Могучая кучка
На ейской земле в соратниках у Анатолия Бурбеля оказались авторитетные земледельцы, партийные и советские работники, хозяйственники. В их числе главные агрономы колхозов «По заветам Ильича» из станицы Должанской Дмитрий Яковлевич Сопнев, «России» — Надежда Ивановна Сергиенко, совхоза «Октябрьский»  — Борис Иванович Кандауров, председатель колхоза «Путь к коммунизму» Борис Петрович Хильчевский, первый секретарь Ейского райкома партии Виктор Павлович Бражник, председатель райисполкома Алексей Никитович Белан.

Когда в районе образовался агротехнопарк «Кубань-Дон», в «могучую кучку» пошли и многие научные учреждения Северного Кавказа. Кстати, Анатолию Фёдоровичу выдано семь патентов за изобретение комбинированных почвообрабатывающих агрегатов и приспособлений к почвообрабатывающим орудиям.

«Приазовские степи» — трамплин учёного
О всех своих разработках Анатолий Фёдорович через страницы районной газеты обязательно рассказывал своим землякам. Слово у него было отточенное, ни одного «сорного» в тексте. Материалы выходили на целые газетные полосы, а то и развороты. Вскоре совместно с соавторами им была издана раритетная по сути книга «Агромехтехнология полей юга России» (1996 г.)

Желанным автором Бурбель был и на страницах многих солидных изданий. В соавторстве с А.С. Найдёновым, заведующим кафедрой общего и орошаемого земледелия КубГАУ, доктором сельскохозяйственных наук, написаны и готовы к изданию книги «Научные основы земледелия», «Почвенная влага», «Защита почвы от эрозии». Я уже договорился с ним на интервью по этому поводу. Но…

Интервью уже никогда не будет. Под звон бокалов в новогоднюю ночь Анатолий Фёдорович попал в реанимацию. После того, как перевели в палату, позвонил домой дочери, попросил принести гречневой каши, заправленной луком на подсолнечном масле, творог, кефир, йогурт. Супруга, Лидия Васильевна, удивилась, муж никогда не любил йогурт. Но про себя обрадовалась, значит, дело пошло на поправку и Рождество будем отмечать вместе. Не встретили.
На 79-м году жизни Анатолий Фёдорович Бурбель ушёл в мир иной. В знаменательный для верующих день, и колокола всех храмов звенели как-то особенно.
Сорок с лишним лет на износ работал Анатолий Бурбель на  хлебном поле. И опять-таки совпадение: сороковины выдались на 14 февраля, как раз на особый день поминовения усопших, на эту Вселенскую родительскую субботу. Помолчим?..
Александр Дёмочко, заслуженный журналист Кубани.