Грусть и радость Синильги. Заряду бодрости и энтузиазма этой женщины можно позавидовать. Жительница Ейска и старейшина селькупского рода Вера Тузакова всю жизнь отдала изучению и сохранению собственной национальной культуры. Насколько успешно это у неё получается — свидетельствует престижная премия имени Витуса Беринга и внимание, которое оказывает деятельности Тузаковой Министерство культуры России.

Песни из обласка
«Я родилась в селе Ласкино Томской области. У нас все были голосистыми. И я много пела. Плавала в обласке и пела. С детства знала, что стану певицей или артисткой», – говорит Вера Тузакова. Обласок – это небольшая селькупская лодка, целиком выдолбленная из ствола дерева. Вообще у селькупов до недавнего времени сохранялись древнейшие обычаи. К примеру, за невесту обязательно нужно дать хороший выкуп. А вот дядя Веры Тузаковой просто украл девушку и женился на ней.
«В конце концов я стала дирижёром-хоровиком. Поразмыслив, решила, что на вокалиста мне учиться не нужно – голос и так поставлен, и я всё равно буду петь. И так всю жизнь пела», – улыбается певица. Она – главная солистка фольклорного ансамбля песни и танца «Варг Кара». Выступает с ним на различных концертах, постоянно участвует в фестивалях «Легенды Севера на Томской земле», который ежегодно проводится в селении Парабель, московском фестивале народов Севера. Не только исполняет, но и сама пишет песни…

Самодийская девушка
«Чаджак, чаджак мат вечорканд, чаджак мат чагетым бак…» – Вера Тузакова быстро заводится, сидя приплясывает, хлопая себя ладонями по коленям и бёдрам. В переводе получается частушка: «Шла я, шла я на вечорку, шла я, торопилася…» Но это народное, ещё из детства, из того самого голосистого Ласкино.
У Тузаковой готов компакт-диск, на котором записаны пятнадцать исполняемых ею песен, замечательный фолк. К любой из них певица приложила своё старание – слова ли написала, музыку или обработала народную песню. Очень впечатляюща «Самодийская девушка», слова которой принадлежат Петру Драверту – русскому учёному и поэту, некогда отбывавшему ссылку в Западной Сибири.
А в этом году на средства, выделенные Министерством культуры России, должен выйти в свет сборник селькупских песен, подготовленный Тузаковой: «Обские напевы. Песни Синильги». В детстве певицу называли Синильгой за схожесть с героиней романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Тогда как раз популярна была его экранизация. А у Тузаковой струились по спине шикарные длинные прямые волосы, как у Синильги из того кино.
Образ Синильги очень важен для селькупов. Это – дух чистоты и красоты. Не зря у этого народа есть обычай повязывать на берёзку ленточку для исполнения сокровенного желания. Эта ленточка называется синильгиной косоплёткой.

Награда дипломатов
Тайгу суровую и тундру
    безграничную
Соединила Русь
    на многие века.
Под звуки бубна нашу речь
    многоязычную
Уносит сизый дым костров

    за облака…
Эти строки – начало гимна малочисленных народов Севера, слова и музыку которого написала Вера Тузакова. Теперь он исполняется на всех официальных мероприятиях и фестивалях, посвящённых северным народам. А Тузакова в позапрошлом году получила за него престижную международную премию имени Витуса Беринга.
Эту награду не стыдятся получать крупные политики и иностранные дипломаты, принявшие деятельное участие в судьбе и развитии русского Севера. И Ейску стоило бы гордиться, что в нём живёт обладательница столь солидной награды.

Шумеры и Ермак
Вера Тузакова любит говорить о своих корнях. Например, знаменитый историк Карамзин упоминает некоего Тузака, служившего у Ермака воеводой. И певица считает, что он – её предок. Правда, тузаком ранее называли последнего в роду мужчину, надежду на продолжение. И Тузаком вряд ли звался единственный воин в истории человечества. Но легенда хороша.

И ещё больше открытий ожидало Тузакову, когда она начала собирать материалы для книги о селькупах, их истории и традициях, которую ей заказало опять-таки минкультуры. Оказалось, недавние исследования историков и этнологов показали тесную связь культур селькупов и… шумеров! Галина Пелих сравнила орнаменты шумеров и среднего Приобья, доказав их даже не похожесть, а полную идентичность. Георгий Сидоров в 2012 году изучил керамику, хранящуюся в краеведческих музеях среднего Приобья, и пришёл к тому же выводу.

Известно племя канадских индейцев, которое ведёт своё начало именно от селькупов. Вполне можно предположить, что и шумеры – это выходцы из среднего Приобья, некогда пустившиеся на поиски лучшей доли.

Одна из немногих
Вера Петровна Тузакова многие годы проработала завучем широчанской школы №15. Здесь она оказалась по необходимости – пришлось ради собственного здоровья сменить климат. Но родину свою не забывает, постоянно бывая на ней – то с культурной деятельностью, то просто в гости.
Правда, от родного села Ласкино почти ничего не осталось. Сейчас в нём живёт лишь один человек. Да и селькупов ныне насчитывается всего около четырёх тысяч человек. «Каково это, чувствовать себя одной из немногих?» На этот вопрос корреспондента «ПС» 73-летняя женщина ответила не задумываясь: «Мне грустно. Культурой селькупов занимаются многие. Но селькупка из них – одна. Почувствовать то, что исходит изнутри, могу среди них только я. И вместе со мной уйдёт очень многое».
Игорь МАЛАХОВ.

Источник: Приазовские степи