Рассказать, что такое реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями, нельзя. Даже самые лучшие
описания оставляют тягостное чувство
бессилия передать реальность. Его надо
пережить, окунуться в него, ощутить
волну.



Само имя воронцовского центра —
«Чайка» появилось не случайно. Социальное
учреждение, которое было образовано в
2001 году, вначале не имело названия. В
коллективе объявили конкурс и выбрали
пять лучших вариантов, в итоге остановились
на «Чайке».
– Недалеко от нашего центра – берег
Азовского моря. Там очень много больших
красивых птиц, свободных в движениях.
Вот они-то и помогли решить вопрос с
именем, – рассказал директор Наталья
Рыжих.
«Гнездо»
Реабилитационный центр расположен в
уютном тупичке, он окружен небольшими
домами с цветущими палисадниками. Если
бы не металлическая ограда, то сразу и
не поймешь – где начинается территория
социального учреждения. Во дворе, между
дорожками выложенными декоративной
плиткой, те же цветники. А чуть дальше
– хозпостройки. «Чайка» свила свое
«гнездо» в одном здании с сельским
детским садом. И хотя пространство
организовано рационально, по типовому
проекту, за эти годы жильцов в центре
прибавилось и надо бы подумать о
расширении. Но такой возможности в
ближайшее время не предвидится.
Рождаемость в районе растет, поэтому
детские сады становятся только больше.
Поэтому сотрудники центра обустраивают
уже имеющиеся площади. Ведь в отличие
от детского сада, воспитанники здесь
находятся круглосуточно целых 35 дней.
Да и возраст у них весьма разный – от
детсадовцев до старших школьников.
Центр имеет неплохой набор оборудования,
инвентаря и игрушек. Но особую, почти
домашнюю атмосферу, ему придают поделки.
Они везде: на стенах, на полочках, на
подоконниках.
– Это только малая часть того, что делают
наши воспитанники своими руками. Когда
заканчивается смена, они уезжают отсюда
не только поздоровевшие, полные новых
впечатлений, но и со своими поделками,
– говорит директор.
Скуке здесь не место
Распорядок в центре строгий и
насыщенный. Кроме физиотерапевтических
процедур, массажа и занятий на тренажерах,
гости центра учатся в школе, делают
уроки, общаются, помогают воспитателям
и с увлечением занимаются в кружках.
Словом, бесполезное сидение у телевизора
исключается. Бисероплетение, аппликации,
лепка, рисование, шитье – часть
восстановительной программы. Сегодня
некоторые произведения из «Чайки»
перекочевали в краевой центр на ярмарку
декоративно-прикладного искусства.
Воспитанники центра для детей с
ограниченными возможностями участвуют
в благотворительной акции «Цветик-семицветик»
и сами помогают больным ровесникам.
– Поделки делаем из того, что есть.
Было бы желание и особый, творческий
взгляд на обыденные предметы. А научить
азам не так уж и сложно, – отмечает
педагог дополнительного образования
Наталья Ивановна Максименко.
Она работает в центре с момента его
основания. А до этого преподавала в
школе, участвовала в росписи ейской и
должанской церквей. На вопрос о том,
чем больше всего любят заниматься ее
ученики, ответить однозначно не смогла.
– Они всё любят, особенно лепить из
соленого теста, – говорит Наталья
Ивановна.
– Да, оно вкусное! А еще рисовать и делать
аппликации из песка, – перебивает её
бойкий мальчишка.
Вместе с братом Вадимом Сергей
Бушников здесь лечится уже в четвертый
раз. В принципе, каждый нуждающийся в
помощи маленький житель района может
один раз в году остаться на одну смену
в центре. У работников «Чайки» есть
база на всех таких ребят. Здесь частые
гости не только дети, но и родители. Им
ведь тоже нужна помощь и поддержка
специалистов. А летом в центре появляются
еще и учащиеся ейских специнтернатов.
После объединения двух муниципалитетов
в реабилитационное учреждение стали
направлять и горожан. Они по достоинству
оценили возможности лечения и отдыха
в центре «Чайка». После окончания курса
терапии, регулярного питания и четкого
режима дня, у большинства подопечных,
как минимумом, повышается иммунитет.
«Птенцы»
В центре живут дети, которые оказались
в трудной жизненной ситуации. Чаще
всего это ребята из неблагополучных
семей, и у каждого своя грустная история.
Каждый приезд новых пациентов, а их
обычно бывает около двух десятков,
начинается с 5-дневного курса адаптации.
За это время педагоги присматриваются
к детям, проводят диагностику, а иногда
и обучают элементарным социальным
навыкам. Бывает, что их подопечные не
умеют даже пользоваться санузлом. А
запеканка на тарелке вызывает у детей,
которые привыкли к шкваркам и куску
хлеба, – неподдельное удивление. В каждой
группе обязательно есть антилидер,
между собой ребята, привыкшие к своей
«непохожести», трудно сходятся. И тогда
начинается поиск точек соприкосновения,
настоящие «раскопки» тех зацепочек,
через которые ребенку дают понять, что
его окружают друзья. Даже если за время
пребывания здесь не удастся исправить
ошибки природы и воспитания.
Пока я беседовала с педагогами, они
очень мягко и недвусмысленно давали
мне понять, что в «Чайке» нет разделения
на больных и здоровых детей. Их семьи
могут стоять на разных социальных
ступеньках и обладать разным достатком,
в центре они равны.
Сусанна Сомова.