В понедельник в киноцентре «Премьер»
под председательством губернатора
прошло расширенное заседание морского
совета, на повестку дня которого было
вынесено два вопроса – итоги портовой
деятельности за последние полтора года
и перспективы развития Ейского
транспортного узла. Участие в совещании
приняли более 200 человек, в том числе
первый заместитель главы края Джамбулат
Хатуов, руководители приморских
муниципалитетов, контролирующих органов
и портовых комплексов.



За державу обидно
Высокий уровень встречи неслучаен.
Как сказал Александр Ткачев, портовая
деятельность дает региону не только
рабочие места, но и экспортную составляющую
экономики. За последние пять лет
грузооборот на юге России вырос в два
раза.
– И мы не имеем права снижать обороты,
– подчеркнул губернатор, – даже в кризис
необходимо завершать начатые проекты
и строить новые перевалочные комплексы.
Зачем спешить – понятно. С одной стороны,
– транспортная отрасль дает четверть
краевого консолидированного бюджета,
с другой, – наша нерасторопность
обеспечивает работой конкурентов. По
оценке специалистов, пропускная
способность российских морских границ
давно отстала от современных потребностей.
Страна попросту теряет 65% грузов,
уходящих через Украину и Прибалтику.
Из восьми южных портов только два – в
Новороссийске и Туапсе – считаются
глубоководными. Они же несут на себе
основную нагрузку по перевалке грузов.
«Нагрузить» их еще больше не позволяют
технические условия, увеличить мощности
мешает ограниченность территории. Оба
порта находятся в черте города, и любое
строительство потребует огромных
капиталовложений. Есть еще один «минус»
– ценовая политика.
– Одна и та же услуга у нас в разы
дороже, чем на Украине, – заметил Джамбулат
Хатуов. – Особенно часто заставляют
грузовладельцев искать новые направления
железнодорожные тарифы.
У железнодорожников на этот счет свои
аргументы. Один из них – растущие траты
на развитие транспортных подходов к
терминалам.
– В этом году на эти цели планируется
потратить почти 8,5 миллиарда рублей, —
привел цифры начальник Краснодарского
филиала «РЖД» Евгений Горлаков, – к 2012
году затраты достигнут 18-ти миллиардов.
Поиски финансовых ресурсов идут по
всем направлениям. Даже, отметили на
встрече, не всегда законным.
– Нередко контролирующие органы вынуждают
коммерческие структуры вкладывать
деньги в строительство и оборудование
пропускных пунктов, иначе отказывают
в оформлении документов, – напомнил
факты Ткачев.
С таким положением дел в крае намерены
бороться, и даже план есть – предпринимателям
не только вернут деньги, но и создадут
более комфортные условия для работы.
И все ради того, чтобы российские грузы
покидали страну через российские
границы.
Есть ли у нас план
Пока регион координирует усилия,
стивидоры тоже, как могут, ищут выход
из кризиса. Рецепт «долголетия» у
каждого свой. Одни наращивают мощности,
другие – меняют приоритеты. Так, ейский
морпорт в несколько раз увеличил
перевалку зерна. По словам его генерального
директора Марины Луневой, в этом году
на зерно будут переведены четыре из
шести местных причалов. Однако
«перепрыгнуть» пять миллионов тонн в
год, как ни старайся, нам не удастся.
– Сказывается непродуманность
архитектурного расположения порта и
несовершенство транспортной составляющей,
– считает глава района Сергей Тулинов,
– портовая зона и железная дорога «режут»
городскую территорию. К тому, же в
недопустимой близости к ним находятся
жилые дома. Выход – переносить грузовой
терминал в другое место, а городские
причалы развивать как пассажирский
комплекс. Тем более что идею с «Азов-Сити»
оставлять не планируют.
Резон, говорят специалисты, очевиден.
Осилить современный грузопоток,
устаревший морально и физически, Ейский
порт уже не в силах.
– Он себя изживает, – объяснил корреспонденту
«ПС» советник главы по вопросам морского
транспорта Игорь Назаркин, – причалы,
западный и восточный молы требуют
капитального ремонта. Но самое главное
– наши глубины не позволяют принимать
морские суда.
В связи с чем, рабочую миссию планируется
передать филиальному терминалу на
Камышеватской косе. Проект его
строительства был впервые представлен
на экономическом форуме в Сочи, и там
же получил положительную оценку краевого
руководства. В декабре прошлого года
с ейскими планами познакомились в
Москве – в дирекции гензаказчика
Агентства морского и речного флота и
Совете Федерации. С января ведутся
переговоры с руководством ООО «Морские
транспортные проекты» и возможными
инвесторами, в числе которых ВТБ, банки
Англии, Голландии, Германии и Чехии.
Массовая готовность вкладывать деньги
вполне объяснима.
– Глубина до 7,5 метра позволит заходить
мощным современным судам, – говорит
Назаркин, – ледообразование в Камышеватской
наступает позже, чем в Ейске, а лед более
проходим. Еще один немаловажный фактор
– безопасный подход к рейду.
На прошлой неделе наши доводы в очередной
раз одобрили в столице. Но это не значит,
что строительство начнут прямо завтра.
Пакет документов должен пройти
согласования в крае, Минтрансе и попасть
в правительственную программу с пометкой
«особая экономическая зона». Кроме
того, предстоит решить вопрос с доставкой
грузов. В теории мы намерены это сделать
прокладкой 45-километровой железнодорожной
ветки с формированием вокзала. На
практике у нас в наличии только
поддержанные регионом проекты. Отметив
активность местных властей, губернатор
заявил:
  • В этом году много денег не обещаем, но
    в дальнейшем помогать будем.
Причем, не только в плане портового
строительства. Деньги Ейску найдут и
на развитие автомобильных дорог как
одной из важнейших частей транспортной
составляющей.
Елена Яковлева.