Ни для кого не секрет, что последние годы Ейский район, в первую очередь, живёт за счёт курорта. Нет промышленности, серьёзных перерабатывающих предприятий… Но с подтоплениями, произошедшими в минувший год, на фоне не до конца решённых вопросов с берегоукреплением и над ним возникла угроза. Море медленно, но верно отвоёвывает земли у Ейской косы, размывает берега Должанской. Куда развиваться ейской земле? Чем укреплять статус курортной зоны?

В сложившейся ситуации вновь вспомнили ставший теперь как никогда актуальным инвестиционный проект строительства этнографической казачьей деревни «Чебаклея», представленный и одобренный на сочинском экономическом форуме ещё в 2011 году. Его идейный вдохновитель – известный ейский предприниматель Александр Чижов. Поддержали проект руководство района и местное бизнес-сообщество. Городские власти активно занялись земельными вопросами: нашли подходящую территорию, привели земли в соответствие и внесли их в генплан Ейска. Именно на «Чебаклею» делаются сейчас серьёзные ставки. Это и понятно.

Этнографическая казачья деревня «Чебаклея» – это не просто музей под открытым небом. Это лишь часть задумки целого туристического комплекса, завязанного на гольф-индустрии. Как позиционируют проект его застрельщики, – на гольф-курорте.
Под проект предполагается отдать 260 га земли в районе посёлка Широчанка и старых дач. На этой территории должны расположиться гольф-академия, учебное и основное поля для гольфа, гольф-деревня (коттеджная застройка), школа олимпийского резерва, спорткомплекс, поле для реконструкции исторических событий и фестивалей, этномузей, экоферма, ресторан с этноотелем, летнее кафе, казачья кавалерийская школа с конефермой, ипподром, парк, таун-хаусы, апартаменты, блок-хаус, ярмарочная площадь, автостоянка.

По задумке, этнопосёлок «Чебаклея» по своему внешнему виду и планировке станет аналогом ханской крепости. В центре посёлка расположится часовня, по периметру – различные хаты (квасная, гончара, мельника, кузнеца, хата деревщика, рыбака, пекаря). Разработчики планируют, что каждый домик будет построен силами одного из сельских поселений Ейского района. Хата станет его собственностью и одновременно туристско-информационным бюро этого поселения.
Предприниматели, инвестирующие в проект, войдут в него по другим условиям. Каждый, кто возьмёт под свой бизнес часть земли, должен будет вложить деньги и на обустройство гольф-поля, сделав «под ключ» несколько лунок. Количество лунок будет прямо пропорционально размеру земельного участка, взятого под бизнес. Замечу, что стоимость одной готовой лунки варьирует от 150 до 300 тысяч долларов. А вот содержание гольф-поля, скорее всего, возьмут на себя члены гольф-клуба, как это делается во всём мире, за счёт членских взносов.

Подготовка проекта, хоть и маленькими шажками, но двигается к точке реализации. Почти два года ушло на перевод земель из сельскохозяйственного назначения под строительство. Сейчас определяется порядок предоставления земельных участков. Ещё одна задача ближайшего времени – заручиться поддержкой края и войти в федеральную программу по въездному туризму. Ведь большая часть затрат ляжет на инфраструктуру проекта – коммуникации (свет, вода, тепло, дороги), решение вопросов берегоукрепления. Власти прекрасно понимают, что местный бюджет это не потянет. Финансирование со стороны позволит и провести реконструкцию очистных сооружений, и решить давнишнюю проблему жителей Широчанки с балкой Широкой, превратившейся в заросли камыша и место для сброса мусора.

С 2016 года гольф войдёт в число олимпийских видов спорта. Сейчас в Краснодарском крае гольф-команд практически нет, да и та малость, что есть, тренируется не в России, а за рубежом. С реализацией проекта «Чебаклея» у ейчан появится возможность занять пустующую нишу и повысить уровень жизни. И, возможно, у северной столицы Приазовья начнётся новый жизненный виток.

Историческая справка:
Курортная столица Приазовья. Так, неофициально, называют самый северный город Кубани – город Ейск – ейчане и его многочисленные гости. А начинался город так. На древней земле Приазовья из века в век, сменяя друг друга, селились племена и народы, но древняя история почти не сохранила сведений о них. Первые достоверные сведения известны о скифах, гуннах, хазарах, бульгарах, печенегах. Они ловили рыбу, выращивали хлеб, торговали. Ногайские татары называли эти места Чебаклея, что значило «место, богатое таранью», русские – степью, за её просторы сражались и с татарами, и с турками. В 1774 году земли Приазовья отошли России, и на Ейской косе по приказу генерал-фельдмаршала Румянцева была построена крепость Ханский городок для союзника России – крымского хана Шагин-Гирея. Это была резервная резиденция на случай потери им трона, однако жить хану в своём дворце так и не пришлось. Много здесь было рыбных заводов, работали на них в основном беглые крепостные. Ловили рыбу, засаливали её. Известно, что заводы принадлежали крупным вельможам, даже Григорию Потёмкину. Через 18 лет Екатерина II пожаловала приазовские земли Черноморскому казачьему войску «для бдения и стражи пограничной от набегов». Черноморцы под командованием кошевого атамана Захария Чепеги, переселяясь из-за Днестра на юг, высадились на Ейской косе и задержались на целых полгода. Жили казаки в землянках и в бывшем ханском дворце. Именно здесь была первая временная кубанская столица.

Валерий Кульков, глава города Ейска:
– Конечно, хотелось бы, чтобы в Ейске было больше разнообразных развлечений. Мы понимаем, что у нас нет серьёзного уровня ресторанов и отелей. Курорту нужно развивать не только инфраструктуру, но и увеличивать срок пребывания на нём отдыхающих с привычных трёх-четырёх до шести-восьми месяцев в году, преображать въездную зону. Поэтому считаю, что этот проект – выход из создавшегося положения. «Чебаклея» позволит нам не только повысить привлекательность курорта, но и серьёзно пополнит местную казну.

Александр Чижов, генеральный директор ООО «Ейск-Экс-Порт»:
– Во всём мире гольф считается сверхприбыльным бизнесом. Он культивируется, как спорт для богатых, в первую очередь пенсионеров, и приносит территориям, на которых развит, миллиарды долларов. Только в маленькой Болгарии реализуется около 40 подобных проектов. К примеру, болгарский гольф-клуб «Правец» ежегодно формирует около 60 процентов бюджета своего города.
Мы считаем себя курортом эконом-класса и ежегодно принимаем на отдых семьи со средним достатком, но мечтаем при этом, чтобы к нам ехали богатые. Во-первых, нам пока нечего им предложить. Во-вторых, нужно смотреть на перспективу, мыслить стратегически, а не довольствоваться сиюминутной прибылью. Меняются поколения, и лет через двадцать из сегодняшней российской бизнес-прослойки вырастит поколение богатых пенсионеров, которые смогут стать теми гостями, о которых сейчас мы только мечтаем. К этому нужно быть готовыми.

Александр Вивчаренко, председатель некоммерческого партнёрства «Ейские курорты»:
– Этот проект сможет стать мощным локомотивом, который потянет за собой всю остальную курортную отрасль. Ейские предприниматели только «за» его реализацию. Поэтому-то некоммерческое партнёрство и подписало инвестиционное соглашение. Намерения вложить деньги в этот проект есть не только у крупных инвесторов, таких как Александр Чижов, Валерий Парагульгов, Игорь Михайлов (он планирует построить конноспортивную арену), но и у малого бизнеса. Ведь там планируется и торгово-выставочная деятельность, а значит, в проект можно войти и с небольшим капиталом. Мне, к примеру, интересно было бы обустроить в «Чебаклее» стрелковый клуб. Чем больше людей будет вовлечено в проект, тем больше будет рабочих мест.
Екатерина Стрижова.

Источник: Приазовские степи