Патриотов нынче много. Виктор Грабчак возглавляет в администрации Ейского района отдел с самыми разнообразными функциями. Взаимодействие с правоохранительными органами, военными, казачеством, работа с допризывной молодёжью, патриотическое воспитание… Обо всём этом – в интервью, которое он дал корреспонденту «ПС».

– Виктор Николаевич, как человек, сам долгое время прослуживший в правоохранительных органах, можете сравнить, чем отличается криминал нынешний от того, каким он был двадцать или тридцать лет назад?

– Мало чем. Единственное, что появилось нового, так это очень замаскированные преступления, т.е. совершённые при помощи современных средств связи – интернетом и мобильниками. Расследовать их сложно. Но полиция обладает современным оборудованием. Её сотрудники имеют специальные знания и… справляются. В остальном – всё то же, что и в сороковых, и в шестидесятых, и в восьмидесятых годах. Украл – выпил – в тюрьму! Могу отметить, как значительно сократилось количество краж бытовой техники. Ведь импортные телевизоры, видеомагнитофоны когда-то при квартирных кражах вытаскивали в первую очередь. Такая аппаратура была редкостью. Да и стоила, по сравнению с доходами обычных граждан, несуразно дорого. Помню, как в 1992 году видел в магазине немецкий телевизор «Грюндик» за двадцать тысяч рублей, а моя зарплата была – две тысячи! Теперь же, в связи с насыщением рынка и накоплением у населения большого количества бытовой аппаратуры, она воров интересовать перестала. И проникшего в чужой дом или квартиру жулика интересуют чаще всего только деньги. Практически перестали сегодня обчищать автомобили. Это же был бич восьмидесятых-девяностых! Снимали лобовые стёкла, колёса, вытаскивали из салонов магнитолы, вообще угоняли машины и полностью разбирали их на запчасти. Помню, было у меня уголовное дело, обвиняемый по которому совершил более двадцати краж из гаражей. А сейчас… ну снимешь ты это колесо – куда понесёшь?

– Часто приходилось видеть, как на советах профилактики убеждают людей, ведущих антиобщественный образ жизни, взяться за ум. Прислушивается ли кто-нибудь?

– Мы не только беседуем с ними, но и направляем на обследование в наркодиспансер, для поиска работы – в центр занятости. Самое главное – пробудить в человеке хоть капельку ответственности за собственную судьбу. И бывают исправления, снимаем людей с профучёта. Потом они прямо на заседании комиссии произносят слова благодарности за помощь. Чаще это происходит с женщинами, если у них есть дети. Угроза лишиться родительских прав на них действует сильно.

– Казачеству уделяют много внимания даже на самом высоком государственном уровне. На ваш взгляд, куда ему следует развиваться дальше?

– К прежнему, дореволюционному укладу жизни воина-землепашца казакам уже не вернуться. Но задачи остались те же. Казак по-прежнему, в основном, землепашец. Фермер ли, наёмный работник на сельхозпредприятии… Подготовка себя к защите Отечества – тоже актуально. И в этом деле особенно важно опираться на боевые традиции казачества, на примеры из его героического прошлого. А развитие я вижу в расширении казачьих рядов. Надо обрастать потомками, наследниками, воспитанными в казачьем духе любви к труду, Родине, с гордостью вспоминающих и опирающихся на опыт своих дедов – тех, кто живёт и действует сегодня.

– Сегодня стартует месячник военно-патриотической работы этого года. Ейский район уже традиционно проводит его одним из лучших в крае. В чём секрет успеха и что нового можно ожидать на этот раз?

– В военно-патриоти-ческой игре «Вьюга» впервые примут участие не только наши ребята, но приедут команды из всех районов севера Кубани. Изменится маршрут автопробега по местам боевой славы. Куда поедем – пока не скажу. Пусть это будет сюрпризом. Что же касается успеха… В первую очередь его причиной служит хорошее взаимодействие между службами внутри администрации Ейского района. А также тесная работа с воинскими частями ейского гарнизона. Немаловажен и беспредельный энтузиазм общественных организаций: казаков, ветеранов…

– Насколько серьёзно изменилось отношение молодёжи к военной службе?

– О подростке мы вспоминаем лишь тогда, когда он приходит на призывную комиссию. А нужно помнить о нём в тот момент, когда рождается… девочка. Неожиданно, правда? И эту девочку надо хорошо воспитать, здоровенькой вырастить. Чтобы она, став взрослой женщиной, родила мальчика. В свою очередь, вырастила бы его (вместе с нормальным папой) здоровым и хорошо воспитанным. Вот как! А вообще… Мне странно слышать иногда речи о том, что, дескать, молодёжь нынешняя ни на что не способна. Способна! На призывной комиссии часто слышим от парня: «Отец служил, и я пойду!» Конечно, и патриотическая работа, которая ведётся планомерно, из года в год, даёт свои плоды. И от семьи многое зависит. Бывают, конечно, случаи, когда стоит здоровый парень, рядом – папа с мамой.

И в один голос твердят о том, что сделают всё, что угодно, лишь бы сыну не служить. Ну, добились одни такие у меня на глазах от психиатра, чтобы он дал заключение о психической недоразвитости этого горе-призывника. Но ведь не понимали они, что бумерангом этот диагноз по ним же ударит. Медики обратного хода таким заключениям не дают. И нельзя сегодня побыть психически недоразвитым, а завтра – нет. Это на всю жизнь! Ни водительских прав этот молодой человек никогда не получит, ни работу достойную. К счастью, подобное – большая редкость. И в основном отношение к срочной службе у молодёжи сложилось благожелательное. Кстати, патриотизм ведь – это не только служба в армии. Это и отношение к старшим, обществу, это когда не воруют, в конце концов! А когда я захожу в детский сад и на стене вижу: «Наша армия сильна – она нас защитит», это тоже патриотизм!
Игорь МАЛАХОВ.

Источник: Приазовские степи