Рогатые, не бодатые. «Не кусаются!» – это Валентина про собак Плаксу и Федота. «Не бодаются!» – это про пятёрку коз, гарцующих вокруг меня. «Не царапаются и не клюются?» – в шутку добавляю про десяток кошек и снующих под ногами карликовых кур. Разношёрстное подворье радо новым впечатлениям.

Любознательные козы смотрят на меня прямоугольными зрачками, трутся мордами и слегка пугают кольцами рогов. А одна безрогая. «Это комолая, порода такая», – объясняет Валентина.

Матильда (так безрогую зовут) и держится довольно автономно, от подружек независимо. «Характер у неё такой, – рассказывает мне хозяйка. – А эта, – гладит Лялю Чёрную (назвала в честь известной актрисы – авт.), – лидер и вожак. Характер у неё мужской… козлиный», – поправляется. – Когда выходим на прогулку, Ляля впереди бежит – за нею остальные козы, а замыкающая – я. Командую: «Вперёд! Направо поворачивай! Налево!» Всё Ляля понимает, иной собаке поучиться стоит».

Характеристики, которые даёт хозяйка козам, тотчас же подтверждаются. Ласковая Белочка настойчиво морду на колени Валентине кладёт. А четырёхмесячные Роза с Ладой с местом в козьей иерархии ещё не определились и нишу для детишек расчищает «мама Ляля». Стоило хозяйке вынести кочан капусты – Ляля устремляется в толпу и, орудуя рогами, всех распихивает. Белка и Матильда обречённо сторонятся. Главное для Ляли, чтоб козлята сыты были. «Бабах!» – статус командирши подтверждает, отшвырнув рогами Плаксу. И уже причиной не капуста, а внимание хозяйки, на которое посягнула шустрая собака. Но в обычных обстоятельствах все четвероногие друг с дружкой ладят, вместе спят в сарайке.

Отвлекаемся на шум в курятнике – петухи подрались. Валентина выступает в роли миротворца. Мне тоже расслабляться не приходится. В течение всей нашей встречи рогатые пытаются жевать мои пальто и сумку. В конце концов, довольствуются выуженным из кармана носовым платком. Веришь в то, что год Козы будет мало предсказуемым. Валентина соглашается: «Козы очень умные, но проказить сами не свои. Например, бельё сушить мне приходится не во дворе, а в доме. А иначе стоит отлучиться, как рогатая на задние лапы встаёт, простыню с верёвки сдирает и давай копытами топтать». Что-то «ритуал» для коз обозначает. Так же, как привычка пробежать по кругу, сунувшись во все пять мисок, чтоб проверить, где вкусней пшеница.

В марте Валентина ожидает козье пополнение. И уже душа болит о том, чтобы козлята в добрые руки попали. Она их просто раздаёт. И убеждает всех, что молоко и брынза – достойная плата за козью жизнь.

Снова убеждаюсь – не одни собаки повторяют по характеру хозяев. На подворье уживаются козы, куры, кошки и собаки. Повезло же живности в этом добром доме! Впрочем, Валентина уверяет, что зверьё в долгу не остаётся. Говорит, животные дарят нам энергию здоровья и добра. Татьяна ШЕКЕРА.

Источник: Приазовские степи