Ейский журналист Алексей Афанасьев в 1944 году получил звание Героя Советского Союза посмертно. У этого человека оказалось очень бурное прошлое. Герой октября семнадцатого, активный участник Гражданской войны, в разгар «ежовщины» он был репрессирован. Затем несколько лет проработал в редакции газеты «Ейская правда» (так назывались «Приазовские степи» ранее). Документы, подтверждающие последнее, хранятся в ейском архиве.

Несправедливость
Очень обидно, наверное, было Афанасьеву получить в 1938 году обвинение… В чём? Следователи НКВД могли на командира Красной Армии состряпать дело о шпионаже в пользу какой-либо иностранной державы или об участии в контрреволюционном заговоре. Фантазия у них была небогатая.
Питерский рабочий, он был из той плеяды, что стала главной опорой большевиков во время октябрьского переворота. Как боец Красной Гвардии Алексей Афанасьев брал Зимний дворец. Потом участвовал в самых жарких боях Гражданской войны, повоевав и на Южном, и на Восточном фронтах. Начав рядовым, за два года стал командиром роты, а после разгрома белого движения решил остаться красным командиром. И тут такое…
Правда, в конце 1939 года, когда во главе НКВД встал Лаврентий Берия, кое-кого из репрессированных военных из тюрем и лагерей выпустили под видом исправления ошибок «ежовщины». Многих впоследствии ещё пересажали. Но вот Афанасьеву повезло. Он оказался в числе помилованных. Только в армию он отчего-то не вернулся.

Вооружившись пером
Зато вернулся в Ейск, в котором прослужил более четырёх лет после окончания Полтавской пехотной школы в 1924 году. Наверное, эти четыре года были очень счастливыми в жизни Алексея Афанасьева.
Здесь он сменил винтовку на перо, став в редакции заведующим военным отделом. Говоря современным языком, – корреспондентом, пишущим на темы армии, допризывной подготовки, патриотического воспитания…
Большая коллекция документов, собранных известным местным краеведом Леонидом Половинкиным, хранится в ейском районном архиве. Есть среди них «Список работников редакции «Ейская правда» для выявления погибших в годы Великой Отечественной войны». Половинкина особо интересовали эти сведения как старого журналиста и ответственного редактора «Ейской правды» в два первых военных года. Он возглавлял нашу редакцию вплоть до оккупации города.
Самым первым в списке, составленном Половинкиным, значится Алексей Афанасьевич Афанасьев. Указано, что он погиб в боях за Крымский полуостров и что ему присвоено звание Героя.

В десант!
Во время Керченско-Эльтигенс-
кой операции высадили один из самых крупных советских морских десантов Великой Отечественной войны. В то же время её можно считать провалившейся. Задачи своей десант не выполнил, а потери оказались огромны. Правда, впоследствии отечественные историки, выполняя заказ пропагандистской машины, всеми силами старались доказать пользу Керченско-Эльтигенской операции. Но… судите сами.
С 31 октября по 11 декабря 1943 года под Керчью было высажено около 75 тысяч человек, почти 800 орудий и миномётов, более 100 танков. Задачей операции было освобождение Керченского полуострова. Но вплоть до начала Крымской операции 1944 года вся эта масса войск протопталась на захваченном плацдарме.
Второй десант высадили у посёлка Эльтиген. Список оказавшихся здесь частей значителен – четыре стрелковых полка, два батальона морской пехоты. На деле же плацдарм до пяти километров по фронту и около двух километров в глубину заняли лишь девять с половиной тысяч человек. Многие погибли при высадке от плотного артиллерийского и пулемётного огня немцев. Или просто утонули под тяжестью полной выкладки: из-за противодесантных заграждений на воде бойцы бросались в воду слишком далеко от берега.
Далее началось более чем месячное сидение эльтигенских десантников. Из-за продолжительной непогоды снабжения их продовольствием и боеприпасами сразу после высадки практически не было. А немцы вознамерились любой ценой уничтожить этот десант. Каково приходилось ему – можно понять из названия, данного нашими бойцами эльтигенскому плацдарму: Огненная земля!

Опытный десантник
Алексей Афанасьев работал в редакции «Ейской правды» вплоть до оккупации города. Затем был призван в армию. Заместитель командира 1337-го горнострелкового полка майор Афанасьев успел принять участие в десантной морской операции по освобождению Новороссийска, в которой проявил себя с наилучшей стороны. Так что эльтигенский десант был вторым в его военной судьбе.
Замполит полка высадился в числе первых. И всё время, пока существовала Огненная земля, всегда был в самых опасных местах. К примеру, когда один из батальонов потерял всех своих офицеров и подался назад, майор Афанасьев взял на себя командование и восстановил положение.
К началу декабря эльтигенский десант удерживал лишь около четырёх квадратных километров суши. В конце концов немцам удалось вклиниться в нашу оборону и почти разрезать её надвое. В этот критический момент командование десанта приняло решение прорываться в сторону Керчи, к основному плацдарму Керченско-Эльтигенской операции.

Подвиг
Этот манёвр навсегда останется в истории военного искусства. Ночью десантники под командованием полковника Гладкова оставили плацдарм и совершили двадцатикилометровый бросок к горе Митридат, что под Керчью, на вершине которой и закрепились. Всё это было проведено настолько тихо и аккуратно, что немцы долго не решались занять эльтигенский плацдарм, а местонахождение десанта стало им известно, лишь когда он пошёл штурмом на Митридат.
Несколько дней десантники оборонялись на новых позициях. После чего с 10 по 11 декабря суда Азовской военной флотилии эвакуировали уцелевших 1440 человек. Майор Афанасьев не дожил до спасения два дня. 9 декабря он возглавил группу бойцов и повёл её вызволять окружённый штаб дивизии. В рукопашной схватке немцев отогнали. Но Афанасьев погиб от разрыва вражеской гранаты. Звание Героя Советского Союза посмертно ему было присвоено 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в ходе Керченско-Эльтигенской операции.
Игорь МАЛАХОВ.