Об итогах 2014 года корреспондент Татьяна Шекера побеседовала с председателем Ейского городского суда Михаилом Охрименко.
– Михаил Григорьевич, сколько дел рассмотрел за год Ейский городской суд? И хотелось бы сравнить цифру с предыдущим годом.

– Рассмотрено 455 уголовных дел, в прошлом году – 451. А вот число гражданских дел существенно выросло. В 2013 году их было 2737, а в этом – 3161. Количество гражданских исков выросло в связи с чрезвычайной ситуацией в конце сентября. В суд поступило много жалоб и исковых заявлений от пострадавших в результате ЧС. Они заявляли иски к органам местной власти, ГО и ЧС. Большую часть заявлений подтопленцев – 281 из 288 – суд удовлетворил. Не обошлось и без «новогодних чудес»: в 2014 году городской суд рассмотрел 862 административных дела – ровно столько, сколько в 2013-ом.
Количество гражданских исков выросло в связи с чрезвычайной ситуацией в конце сентября. В суд поступило много жалоб и исковых заявлений от пострадавших в результате ЧС. Они заявляли иски к органам местной власти, ГО и ЧС. Большую часть заявлений подтопленцев – 281 из 288 – суд удовлетворил. Не обошлось и без «новогодних чудес»: в 2014 году городской суд рассмотрел 862 административных дела – ровно столько, сколько в 2013-ом.

– Что можно сказать о структуре (соотношении) рассмотренных дел?
– В целом, она остаётся той же. Основная доля дел – о хищении и мошенничестве. Потом идут дела о наркотиках и так далее.

– Помню, было «модным» обращаться в суд за защитой чести и достоинства. Лет десять назад был вал подобных дел…
– Сейчас он спал. Подобных дел рассматриваем не так уж много. И как правило, такие иски суд находит обоснованными. Судебная практика рассмотрения подобных дел наработана.

– Традиционно не обойдусь без вопроса про «дело года»…

– Пожалуй, назову два. Бывшего директора ОАО «Ейские городские электрические сети» Андрея Подгайко осудили к двум годам лишения свободы за хищение в виде растраты денежных средств предприятия с муниципальной долей в уставном капитале. 8 миллионов рублей, предназначавшихся для строительства семи подстанций и обновления электрохозяйства города, были растрачены по фиктивным документам.
Другое дело о мошенничестве, связанном с кредитованием, в результате которого Игорь Кулаков и Татьяна Божко завладевали домовладениями и квартирами ейчан и жителей района. После рассмотрения апелляционной жалобы осуждённым вынесен приговор в шесть лет шесть месяцев и шесть лет лишения свободы.

– Можете назвать «среднюю арифметическую» нагрузку на судью?
– За месяц – больше сорока дел. Нагрузка незапредельная, но расслабляться не приходится.

– Были случаи отмены приговоров вышестоящими судебными инстанциями?

– По одному уголовному делу приговор отменили в связи с изменением законодательства. Дело направили в наш суд на новое рассмотрение.

– Михаил Григорьевич, что нового пришло в судебную систему в уходящем году?

– Это реорганизация Верховного суда Российской Федерации, которому передали функции упразднённого Высшего Арбитражного суда. С июля 2014 года в нём создана специальная коллегия для разрешения экономических споров.
Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции РФ ряд статей Уголовного кодекса, касающихся мошенничества в сфере предпринимательской деятельности. Наказания за такие хищения для предпринимателей существенно ниже, чем для обычных граждан. И правительство должно в течение шести месяцев внести в Госдуму законопроект о соответствующих изменениях в Уголовном кодексе.
Наконец, в настоящее время идёт становление судебной системы республики Крым, приведение её в соответствие с российским законодательством.

– А как оцениваете отечественную судебную систему в целом?

– Считаю, что она развивается в нужном направлении, где главная задача – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Решения суда всегда должны выноситься в соответствии с законом, быть справедливыми. В этом случае судебная власть – хранительница гражданского мира в обществе.

– Михаил Григорьевич, а что бы вы пожелали в новом году потенциальным истцам?
– Оттолкнусь от обратного. Чтобы как можно реже сталкивались с нарушением своих прав и свобод. А если они и нарушены, пусть обращаются в суд за восстановлением справедливости.
Татьяна ШЕКЕРА.