В ноябре нынешнего года исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Архангельского. Эта юбилейная дата для широкой общественности прошла незаметно: имя известного в 20-30-е годы поэта, прозаика и пародиста, можно сказать, уходит в небытие. Мать у Александра Архангельского работала швеёй, а отец, как писал сам поэт, «был по части брадобрейской». Дети в семье, а их было трое, росли под присмотром бабушки, бывшей сельской учительницы.

Она, к слову, приложила немало сил к тому, чтобы внуки стали грамотными людьми. В восемь лет Александр стал читателем городской библиотеки. Причем, книги читал не по принуждению, а с большой охотой. В 1900 году поступает в городское четырёхклассное училище, заканчивает его с отличием. Устраивается работать на почту учеником телеграфиста.

Работая на телеграфе, Александр Архангельский знакомится с революционно настроенными студентами, сосланными в Ейск под надзор полиции. И эти знакомства определили его дальнейшую судьбу. В 1904 году в Ейске создаётся социал-демократическая организация и Александр вступает в её ряды. После расстрела 9 января 1905 года мирной демонстрации в Петербурге Архангельский принял активное участие в подготовке и выпуске листовок, вследствие чего попал под наблюдение царской охранки. С работы его, видимо, по настоянию полицейского начальства, уволили. Устроился конторщиком в пароходное общество «Думан». И активно продолжал вести революционную деятельность.

Конспирация в организации была поставлена очень хорошо, поэтому типография, где печатались листовки и прокламации, на протяжении нескольких лет работала рядом со зданием полиции. После доноса провокатора типография была разгромлена, среди социал-демократов начались аресты. Пришли с обыском и к Александру Архангельскому. У него нашли программу РСДРП, устав партии, прокламации-воззвания о свержении самодержавия, а также письмо к одному из купцов города о выдаче для нужд партии трёх тысяч рублей. Этих материалов хватило, чтобы упечь молодого революционера за решётку. Суд состоялся в Новочеркасске и приговорил Архангельского к восьми месяцам заключения в крепость. Благодаря хлопотам матери осуждённому разрешили отбывать срок в тюрьме Ейска.

Освободившись, Александр уезжает в Ростов. В местных газетах стали появляться его рассказы, фельетоны, обличающие царский режим. Полиция вновь берёт его под наблюдение, запрещает печататься. После чего он возвращается в Ейск, женится и сразу же уезжает в Санкт-Петербург, устраивается на работу в министерство народного просвещения счётно-статистическим служащим. Но полиция и здесь не оставляет его без присмотра. Скрываясь от преследования охранки, переезжает в Чернигов, где и встречает революцию.

В Чернигове Александр Григорьевич пробует свои силы как поэт. В 1919 году тиражом в одну тысячу экземпляров выходит сборник его стихов «Чёрные облака». Но вскоре уезжает в Екатеринодар, а в 1920 году возвращается в Ейск, где работает редактором местной газеты. Пишет юморески, фельетоны. А в январе 1922 года уезжает в Москву, устраивается в «Рабочую газету». Чуть позже Демьян Бедный пригласил Архангельского на должность секретаря в журнал «Крокодил». Под псевдонимом «Архип» в журнале появляются его сатирические рассказы, юморески, фельетоны. Выпускает в свет сборник рассказов и фельетонов «Слово и дело», «Собачья радость», «Банный лист». Начинает писать пародии, которые публикуются в журнале «На литературном посту».
С 1925 года – Александр Архангельский – секретарь широко известного в то время журнала «Лапоть». Печатается под псевдонимами «Архип», «Алариус», «Аландр», «Алорх» и некоторыми другими. Он выпускает сборник своих пародий и становится известен в литературных кругах как великолепный пародист.

В начале августа 1930 года он едет в командировку в колхоз «Октябрь», организованный в 1929 году на Кубани в Выселках. Итогом поездки по Кубани явился сборник стихов «Кулак и радио».
С ам поэт говорил, что хорошо пародировать самого писателя, а не его произведение. Зачем писателю изучать жизнь, интересы народа, когда «можно повесть высосать из пальца, из другого высосать роман?» Таким горе-литераторам он посвятил следующие строки:
Он памятник себе воздвиг
восьмистраничный,
В журнале
напечатанный рассказ,
И вот стоит над
суетой столичной,
Не опуская долу
жгучих глаз.
(Он опускает их
за гонораром в кассе
Или когда снимает
сапоги!)
Он – гений! Он – герой!
Он, безусловно, классик,
А там, внизу,
завистники, враги.

В 20-30-х годах прошлого столетия у определённой части писателей сложились схемы, по которым создавались литературные герои. Архангельский не мог пройти равнодушно мимо этого явления и написал пародию «К вопросу о показе героев». Биография героя составлена из отборных штампов, использующихся поэтами и писателями в своих литературных трудах:
Родился он
во времена царизма,
В простой семье
рабочих и крестьян,
И с первых дней к заре
социализма
Тянулся он, и
не любил дворян.
«Хороши пародии Архангельского, но их мало» – так отзывался о творчестве поэта писатель Максим Горький.

Герои пародий, как свидетельствовали современники поэта, не обижались на Архангельского, так как видели, что он как бы изнутри вскрывает все секреты и пружины их творческого механизма. И многие его пародии, к слову, не потеряли злободневности и актуальности в наше время. В частности те, что касаются литературного труда.
Плодотворным оказался творческий союз Архангельского с Кукрыниксами, в результате чего в свет вышел альбом с 34 шаржами и пародиями. Их совместная работа, безусловно, – яркая страница в истории советской литературы.
В содружестве с поэтом М. Пустыниным пишет и публикует в субботних номерах «Вечерней Москвы» роман-пародию «Евгений Онегин в Москве».

В 1934 году поэт участвует в работе первого съезда советских писателей, строит планы своей дальнейшей литературной деятельности. Но здоровье его резко ухудшилось и с 1935 года он находится на санаторном лечении в Крыму. Здесь тесно сотрудничает с газетой «Красный Крым». Но перебороть болезнь организм не смог и 12 октября 1938 года поэта не стало. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. Урна с прахом поэта замурована в стене напротив могилы Антона Чехова.
«Мы утратили в лице Александра Архангельского… писателя, – говорил в некрологе о нём Андрей Платонов, – одарённого редким талантом сатирика, – настолько умного и литературно тактичного, что он ни разу не осмелился испытать свои силы на создании хотя бы одного оригинального произведения, того самого, которое не поддаётся разрушению пародией; к сожалению, это личное качество Архангельского (слишком острое чувство литературного такта), при всей его прелести, безвозвратно скрыло от нас многие возможности умершего сатирика; вероятно, мы узнали лишь десятую часть действительных способностей Архангельского, но теперь это уже невозвратимо».
Пародии А. Архангельского выдержали шесть изданий, последний сборник был выпущен в 1939 году. В 1958 году в «Библиотеке «Крокодила» вышла небольшая книжечка с пародиями нашего земляка, которая в считанные дни была раскуплена в киосках тогдашней «Союзпечати». С того времени труды Александра Архангельского, создавшего жанр литературной пародии, не издавались.

Георгий ТИМОФЕЕВ