«По рукам», – сказал директор строительной организации, и Евгений Тарада в ответ протянул свою руку. Через год коренной ейчанин переехал в новую трёхкомнатную квартиру в эстонском курортном городке на берегу Балтийского моря. Оказавшись в конце 60-х в Таллине, Евгений попытался устроиться на работу, что оказалось непросто. Уже в то время русских с неохотой брали на «хорошие» рабочие места.

Друг посоветовал искать работу в небольших городках. И недалеко от Таллина Евгений нашёл курортный городок, где были рыбколхоз и строительная организация с небольшим экспериментальным цехом. Он выпускал деревянные пуговицы – 4 миллиона в год, плюс изделия из янтаря. Евгений пришёл к директору и предложил увеличить производительность цеха до 20 миллионов пуговиц в год. И делать их из пластмассы – нового тогда материала.

Директор его внимательно выслушал, задал несколько уточняющих вопросов и пообещал, что если Евгений в течение полугода сумеет реализовать свой проект, он может выбрать для себя любую квартиру в строящемся доме. Через полгода новая технологическая линия заработала, выпуская пластмассовые пуговицы. Их изготавливали из старых капроновых сетей, которые в большом количестве были у рыбколхоза.

Директор оставил Тараду мастером в этом цехе для поддержания и настройки разработанного им технологического оборудования. Впрочем, оно работало практически без поломок. Потому Евгению и делать особо было нечего. Он стал делать красивые кружки – изнутри стеклянные, а снаружи отделанные разукрашенной смесью гипса и клея ПВА. Впоследствии внешнюю отделку заменил на дерево, инкрустированное металлическим узором.

В 70-е он стал работать на ейском предприятии ВОС (Всесоюзного общества слепых), где разрабатывал и изготавливал оснастку, небольшие полуавтоматы для работы. Ейчане, кто постарше, быть может, помнят местного Кулибина, который вечно что-то придумывал и претворял свои идеи в жизнь. Молва о его способностях дошла до директора Ейского рыбозавода. Он попросил Кулибина помочь предприятию. Рыбы мало, коллектив практически без работы. Евгений немного подумал и предложил выпускать крышки для консервации. В то время на них был большой спрос. Собрал два полуавтомата, настроил и сдал в эксплуатацию. Но директор сокрушался, что это обеспечит работой только двух человек. Пришлось Евгению придумывать и дальше.

За цехом лежала куча старых капроновых сетей. Что если разработать устройство, чтобы плавить капрон и превращать его в пластическую массу? Евгений предложил делать пластмассовые водопроводные краны и сразу изготовил для этого пресс-форму.

«И куда я эти краны дену?» – спросил директор. «Будете их продавать водоканалу», – отвечал. Тогда использовали чугунные краны, которые часто выходили из строя и требовали замены. Как предложил Евгений, так и сделали. Водоканал остался доволен. А впоследствии к Евгению обратился с аналогичной просьбой и директор Должанского рыбколхоза. Но попросил наладить выпуск каких-нибудь других изделий. Опять наш Кулибин не подвёл. Придумал заменить металлические разветвительные коробки для электропроводки на пластмассовые. И тоже имело успех.

Сейчас он живет в станице Медведовской. Ему всего 77 лет. И его не покидают различные полезные идеи. Природный ум, изобретательность помогают ему и сейчас. Уже около года он пытается организовать инновационное государственно-частное предприятие (ГЧП), чтобы создать рабочие места для инвалидов и пожилых людей. Тарада нашёл понимание в администрации Краснодарского края, ему обещали помочь в реализации задуманного. Но нужно, сказали, подготовить бумаги, в которых чётко изложить концепцию идеи, и сделать несложные финансовые расчёты: как и откуда предприятие будет получать прибыль и какие основные расходы будет нести. Пакет документов Тарада уже подготовил и в сентябре 2014 года передал в администрацию. Евгений предлагает государству участвовать в организации ГЧП в форме безвозмездной, бессрочной аренды производственного, складского и вспомогательных помещений, подвода к ним коммуникаций. А он организует рабочие места и технологические цепочки с оборудованием для инвалидов и пожилых. На первом этапе это будет выпуск продукции «handmade» (которую можно произвести без хитроумной техники). Это позволит создать первоначальный инвестиционный капитал для развития производства. В дальнейшем будут развивать новые направления деятельности ГЧП.

В чём выгода таких небольших предприятий? Они могут быстро перестроиться и начать выпускать новую продукцию, востребованную на рынке в данный момент. Казалось бы, государство заинтересовано в трудоустройстве инвалидов и пенсионеров, а значит и в реализации такого проекта (на этот счёт есть не одно постановление правительства). Насколько это реально в рамках существующего законодательства, должны решить госслужащие, и в случае необходимости предложить свой вариант. Создание ГЧП – новое направление и для федерального, и для регионального законодательства. Поэтому ещё не всё регламентировано – опыт нарабатывается. Для решения этой государственной задачи предполагается привлекать частный капитал. Но закон не запрещает и помощь государства.

Центр занятости населения Ейского района реализует государственную программу Краснодарского края «Содействие занятости населения на 2014-2017 годы». Одно из направлений – помощь в трудоустройстве инвалидов на оборудованные для них рабочие места. Работодателям предоставляют субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением, установкой и монтажом необходимого оборудования для создания рабочих мест для инвалидов – 100 000 рублей за одно рабочее место.

… У Евгения нет стартового капитала. Но есть бесценный опыт организации такого производства, и есть станки. Он предлагает реализовать в нашем городе общественно-значимый инновационный проект. Евгений Тарада ищет энергичного менеджера для управления проектом создания государственно-частного предприятия. Его телефон +7 988-487-17-99.