В этом году, после окончания летних каникул, когда дети разъехались по домам, лагерь “Ейск” принял новых жильцов.

На большой кровати в номере играют Саша и Алина. Они думают, что здесь находятся в гостях (судя по обстановке и отношению к ним, это так и есть). Дом вспоминают и хотят вернуться, ведь там остались кошка Сонька, собака, любимые игрушки, своя комната. «Мы ехали, ехали, ехали, потом на поезде, потом опять ехали», – рассказывает Алина. «Откуда у вас такой фотоаппарат?» – спрашивает Саша. Мужчина, даже если его рот занят шоколадкой, не может не интересоваться техникой. Рядом за столом сидят их мамы: Женя из Лисичанска, что в Луганской области, а Катя из Енакиево (Донецкая область). «Даже не ожидали, что нас примут так хорошо. Так и думали: приедем, поселят в каком-нибудь бараке», – говорит Катя. Она с ребёнком ездила в Краснодар, Ростов и только потом попала к нам. Основная задача – встать на миграционный учёт, устроиться на работу, малышку определить в детский сад. Семье только предстоит воссоединиться: мама вывезла больных бабушку и дедушку в Тамбов, папа остался дома. С небольшими поправками – это программа максимум для большинства вынужденных переселенцев.

Взрослые ни тогда, ни сейчас стараются не акцентировать детское внимание на боевых действиях. «Это салют, дяди играют в солдатиков», – объясняли они. Верят дети или по-своему успокаивают родителей и стараются забыть? В общей игровой комнате лежат кипы рисунков фломастерами и акварелью. Конечно, большинство юных художников пока в том возрасте, что могут рисовать только «каляки-маляки», но уж очень страшные краски на листах бумаги.

«Сейчас у нас живут 102 человека, в том числе 29 детей. Ожидаем прибытия ещё 50», – говорит директор ДОЛСТ «Ейск» Сергей ВЫШЕМИРСКИЙ. На содержание одного человека из федерального бюджета выделяется 800 рублей, но на руки деньги не выдаются. Они идут на оплату питания и жилья в лагере. В основном, это семьи, у каждой свой номер со всеми удобствами, который они убирают сами.

В остальном заботу о постояльцах берёт на себя руководство лагеря. Раз в неделю меняется постельное бельё, три раза в день в столовой накрываются столы для завтрака, обеда и ужина. Вместе со старшим администратором ЛЮДМИЛОЙ ЖОГОВОЙ я «инспектирую» территорию. Людей мало – девять устроились на работу, другие уехали в миграционную службу. «Составили список на тёплую одежду», – рассказывает Людмила. После завтрака на лавочках сидят старики да женщины с колясками. Среди них совсем немного мужчин, большинство остались дома, воюют в ополчении. Ребята разного возраста: от грудничков до дошкольников. Малышам выдают молочные смеси, которые закупаются отдельно. Дети до четырёх лет получают специальные продукты: мясное пюре, творожок, йогурт, фруктовые соки. В меню для взрослых мясо, рыба, молочные продукты, овощи. На кухне старший повар Римма ВАНИЛОВИЧ (на фото) готовит борщ: «Людям нравится как готовим, мы стараемся. Хотя, конечно, сколько людей, столько и мнений».

Глава района Михаил ТИМОФЕЕВ считает, что хотя на юго-востоке Украины наступило относительное затишье, ситуация неутешительная: «Люди не могут выжить зимой в городах, где разрушена инфраструктура, нет воды, пищи. Аналитики прогнозируют приток беженцев. Мы готовы принять ещё около трёхсот человек – устроим всех в школы, детские сады, найдём одежду, кров. Людям нужны убежище и человеческое отношение». Часть вынужденных переселенцев вернулись на родину, часть уехали в другие регионы страны, где по программе переселения им предлагают подъёмные, трудоустройство, жильё. В пансионате «Приазовье» шестеро беженцев жили месяц. «Сейчас уехали домой, на Украину», – сообщил генеральный директор ЗАО «Пансионат «Приазовье» Алексей ТАРАНОВ. Цифры меняются практически каждый день: одни уезжают, но приезжают гораздо больше. Вот и в районном управлении образованием говорят об этом. Сейчас в школах нашего муниципалитета учатся 240 детей, половина посещают начальные классы. Для всех русский язык родной, хотя бы час-два в неделю учили его и в школе. Так что больших трудностей нет. Трое старшеклассников проходили государственную итоговую аттестацию, чтобы получить российский аттестат об образовании. Потом они намерены поступать в местные профессиональные училища и колледжи. В будущем июне точно так же собираются поступить и те старшеклассники, что сейчас учатся в 10 и 11 классах.

Через центр занятости Ейского района работу нашли 84 человека. В этом деле важны не национальность или гражданство, а элементарное желание трудиться. В списке соискателей остаются ещё около 280 фамилий. Каждый может посмотреть список не только местных вакансий, но и узнать потребность в работниках на Кубани и по всей стране. «В первой волне было около двух десятков человек. В основном к нам прибывали шахтёры и понятно, что по специальности им у нас было не устроиться. Некоторые уезжали на север и в Сибирь, другие становились подсобниками, охранниками. Во второй волне прибыли люди с высшим образованием – юристы, экономисты, менеджеры. Здесь другие условия, другое законодательство, люди выбирали рабочие профессии. Многие рискнули радикально поменять свою жизнь или вспоминали о специальностях, которые когда-то получили, но не работали. Сейчас мужчина за 50 лет, долго работавший юристом, учится на повара», – объясняет начальник отдела трудоустройства районного центра занятости Евгения КОНОНОВА. В Ейской ЦРБ с первыми пациентами-иностранцами столкнулись ещё в начале лета. «Всё, что от нас требовалось, делали и будем делать», – говорит главный врач ЕЦРБ Сергей СЛАНСКИЙ.

Каждый день в штаб помощи вынужденным переселенцам, созданный районными властями, приходят десятки, а то и сотни людей. Это те, кто живут у родственников, волонтёров или снимают жильё. Получают крупы, сахар, консервы и бытовую химию. Определённого лимита нет, но есть суточная норма на каждого человека. Одни приходят раз в неделю, другие – каждый день. В штабе подготовлены для раздачи комплекты тёплой одежды и обуви. Не откажутся от новых пожертвований.

Ейчанка Ирина ЗАБОЛОТСКАЯ была одной из тех, кто первыми начали организовывать волонтёрское движение по приёму вынужденных переселенцев: «Есть заметное снижение притока беженцев. Ощущение бесконечного поиска жилья прошло. Система отлажена – люди расселены, желающие нашли работу, дети пошли в садики, учатся, все знают, где получать гуманитарную помощь».

Сусанна СОМОВА. Фото автора.

2-22-28 – телефон оперативного штаба по приёму и размещению граждан Украины, временно находящихся на территории Ейского района Краснодарского края.