Пролог. «Новая надежда»

«Русская весна» началась в Донбассе мощно и совершенно неожиданно.

Ещё в последнюю неделю февраля казалось, что всё пропало. В Киеве бесновались победившие «активисты» майдана, Верховная рада угодливо штамповала любые решения, продиктованные бывшей оппозицией, а назначенный в Харькове съезд представителей юго-востока закончился пшиком. По стране на автобусах разъезжали боевики «Правого сектора», свергая неугодных представителей местной власти и вымещая злобу на памятниках Ленину, а с телевизионных экранов представители новой власти грозили, что скоро в Крым и Донбасс поедут «поезда дружбы», которые быстренько наведут там новый, майданный порядок. Оболганные и затравленные бойцы «Беркута» понуро возвращались домой, а парламент с поспешностью ночного грабителя отменил либеральный языковый закон, гарантировавший права русскоязычного населения.

Новые хозяева Киева абсолютно не боялись «рабского» Донбасса. Действительно, чего было бояться? Даже во времена майдана Донбасс безмолвствовал. Этот долгий сон многие приняли за политическую смерть нашего края.

В такой ситуации было от чего впасть в уныние, глядя на полное торжество победивших национал-радикалов, скачущих на центральной площади столицы…

И вдруг неожиданно взорвался Севастополь. На многотысячном митинге был избран народный мэр, оказалось, что город русской славы готов к своей третьей обороне. Не прошло и двух суток, как местный «Беркут» марш-броском занял позиции у Чонгара и Перекопа, а парламент автономии провозгласил референдум о самоопределении полуострова. На стратегических объектах появились знаменитые «вежливые люди». Мы увидели, как, за что и какими методами можно бороться. Крым принёс Донбассу южный ветер надежды…

1. «Русская весна». Начало

В последних числах февраля, просматривая странички нашего издания в соцсетях, наткнулся на одно сообщение, адресованное лично редактору. Достаточно злое послание. Мол, что, вы тоже испугались майдана? Почему не рассказываете людям о том, что в нашей области на 1 марта намечаются митинги?

Эти слова, честно говоря, резанули. Кто это боится? Я боюсь? Быстренько написал ответ автору, чтобы объяснил, что это за мероприятие, о котором ни по телевидению, ни по Интернету ничего не говорится?

Вместо ответа мне прислали ссылку на группу в «Одноклассниках» с красноречивым названием «Антимайдан». Как оказалось, действительно, здесь содержался призыв всем жителям Донбасса выйти в своих городах в ближайшее воскресенье на акцию под названием «Русская весна». И под этим призывом более 10 тысяч отметок «класс!».

И вот наступила суббота, первый день весны. Когда я подошёл с фотоаппаратом к памятнику Ленину возле райгосадминистрации, где и должен был быть митинг, с сожалением заметил, что народу немного. Впрочем, не успев толком расстроиться, увидел, что по центральной улице в сторону памятника, как на первомайской демонстрации в советскую эпоху, идут плотные группы людей. Подходят и становятся на аллее возле памятника. И их всё больше и больше. Столько, сколько уже лет двадцать не собиралось.

Вообще, наш городок Новоазовск – небольшой, чуть более десяти тысяч жителей. Расположен он на самом берегу Азовского моря, в 12-ти километрах от российской границы. Тихое, спокойное место, где на разные митинги собирались от силы сто человек. А тут такой наплыв! По первым прикидкам – человек пятьсот-шестьсот. Ничего себе! У кого-то, на зависть окружающих, в руках российские флажки, кто-то нацепил георгиевские ленты. Удивило неожиданно большое представительство молодёжи и немалое количество желающих выступить. Решили дать слово всем желающим, чтобы не обижать тех, кто не боится выразить свою точку зрения в смутное время.

И понеслось! Простые новоазовцы, большинство из которых до этого никогда не выступали на митингах, выходили к памятнику и говорили. Эмоционально, сбивчиво и безыскусно, временами запинаясь от волнения, не находя подходящие слова, но искренне и с болью в сердце.

По окончании позвонил своему другу – донецкому журналисту, чтобы похвастаться, вон, мол, какие у нас в Новоазовске люди! В ответ же услышал ироничное: «Пятьсот, говоришь? У нас в Донецке более десяти тысяч собрались! Огромная толпа. Избрали народного губернатора. Какой-то там Павел Губарев. Пошли штурмовать областную администрацию. Сейчас вывешивают триколор на здании. Народу – тьма!»

Да что же это такое творится! Рысью бегу домой, к компьютеру. А там, как сводки с фронтов: многолюдные митинги в Луганске, Мариуполе, Харькове, в последнем городе жители жёстко выбили из здания администрации боевиков «Правого сектора». И везде над головами людей – российские флаги. Это так неожиданно, что похоже на чудо. Восток проснулся с «Русской весной»!

2. Протест «без головы»

Общественный взрыв первых дней марта оказался полной неожиданностью для всех, в том числе и новой киевской власти. Но там, не особо пытаясь понять причины происходящего, заявили, что масштабные народные выступления инспирированы российскими спецслужбами. Действительно, откуда взялись российские флаги на митингах? Не иначе, дело рук вездесущих агентов ФСБ.

Мне самому пришлось много думать об этом феномене внезапной пророссийской направленности народных выступлений, чтобы хоть что-то понять. Естественно, очень многие жители Донбасса мечтают о воссоединении двух братских государств, многие просто хотят, чтобы их малая родина «вернулась домой», в Россию. Однако среди участников митингов и тех, кто поддерживает движение сопротивления, есть немало, кто хотел жить именно в Украине. Но не в той майданной стране, жадно хватающей «печеньки» из рук американских эмиссаров, а в государстве, которое будет развивать дружественные отношения с Российской Федерацией, станет полноправным членом Таможенного союза, не оглядываясь на окрики со стороны Запада.

И на кого в этой ситуации было надеяться? Только на Россию, только на Путина. Именно в этом, как мне кажется, заключаются причины огромной любви восставшего Донбасса к российским государственным символам.

Наиболее ярко непонимание сущности народных выступлений проявилось буквально через два дня после первой волны митингов. 3 марта состоялась сессия Донецкого областного совета, которая должна была рассматривать, в том числе, и политический вопрос. Возле здания собрались несколько сотен митингующих, которые требовали, чтобы депутаты пошли по крымскому сценарию, объявив референдум о самоопределении Донбасса. Однако в сессионном зале присутствующие сначала просто посмеялись над выступавшим по этому вопросу Павлом Губаревым (мол, кто это такой?), а потом всё же приняли какое-то формальное решение, причём не все даже поняли, за что именно они проголосовали.

Тогда люди, как и обещал народный губернатор, пошли на штурм здания. Кордон милиции после недолгих переговоров отошёл, и сначала единицы, а потом и сотни людей ворвались в помещение, чтобы принудить депутатов принять необходимое решение.

Но сессию тогда так и не смогли собрать. Потихоньку представители власти ретировались, а несколько десятков сторонников Губарева остались ночевать в захваченном здании. Через три дня их выбили оттуда спецподразделения силовиков, а сам народный губернатор был задержан и спешно увезён в Киев.

Казалось бы, бунт обезглавлен и скоро всё успокоится. По крайней мере, так утверждал новый губернатор, олигарх Сергей Тарута, прозванный донецкими коллегами за полное непонимание ситуации в крае «космонавтом». Но на следующие выходные в городах Донбасса снова прошли многочисленные митинги. Через неделю ситуация повторилась. И так каждые выходные в течение всего марта.

Продолжение следует.


Об авторе

Сергею Шведко 46 лет. Последние пять лет он был редактором газеты «Родное Приазовье» Новоазовского района Донецкой области. На страницах своего издания Сергей активно выступал против украинского национализма и поднимающего голову нацизма. Не мог смириться с фальсификацией истории. Он был всей душой за развитие братских отношений с Россией.

С самого начала «Русской весны» на востоке Украины Сергей активно её поддерживал. Писал честные репортажи о движении сопротивления киевской хунте. И, конечно, это очень не нравилось новой власти… В августе Сергей был вынужден оставить газету, родной дом, страну, друзей и близких. Чтобы рассказать нам, как развивались события в Донбассе.

«Донбасский дневник» – уникальная возможность для нас увидеть всё изнутри, как будто своими глазами…