Моревское сельское поселение – пожалуй, единственное в районе, где вообще нет производственных предприятий. Много лет стоит птицефабрика, когда-то сердце и главный двигатель развития двух посёлков – Моревки и Мирного. На неё была завязана вся инфраструктура, она давала рабочие места большинству жителей посёлков. Потому и поселенческий бюджет совсем скромный – чуть больше 2,5 миллиона рублей собственных доходов.

Забота у нас простая…

– Как жить-то? Руки не опускаются? – спрашиваю главу поселения Элеонору Киселёву (на фото).

– Да некогда руки опускать. И не привыкла я. А денег – их ведь всегда не хватает. Хочется и тротуары разбить, и детские площадки поставить, и скамейки, и многие другие вопросы решить. Сегодня важно поддерживать в рабочем состоянии имеющуюся инфраструктуру. Посмотрите, какие у нас дороги. Многие позавидуют. А в этом году планируем и в Мирном за счёт краевой программы на условиях софинансирования отремонтировать участок улицы Зелёной.

Ну, и, конечно, по возможности людям помогаем. Огороды вспахать, траву покосить. Тут ведь нет дистанции между администрацией и жителями. Я, бывает, задержусь в кабинете вечером с бумагами, люди видят свет в окне и заходят, просто на огонёк, поговорить о своих делах, поделиться заботами. И меня, порой, на чай зовут. Это так согревает душу.

Люди у нас живут хорошие. Не их вина, что за них столько лет кто-то всё решал, а теперь от них инициативы и ответственности требуют. Не все, к примеру, понимают, что стали собственниками своего жилья в многоквартирных домах и ответственность за его содержание, как и за благоустройство прилегающей территории, лежит на них.

Так везде, наверное. Сколько можем, помогаем. Траву косим, кусты стрижём, за клумбами сами ухаживаем.

Недавно завезли дрова для тех, кто к газу не подключён. Развезли по посёлку – забирайте, пилите, складывайте во дворах.

Проблемы в Моревке с питьевой водой – тоже, наверное, не у нас одних. Но на последних сходах вопрос этот уже не звучит. Договорились с ЕйскВодоканалом, бочкой семикубовой привозят питьевую воду раз в две-три недели. Так ещё и не всю разбирают!

– И дрова, и вода сегодня – недешёвое удовольствие, может, поэтому и не берут?

– Дрова для жителей ничего не стоят. Договорились с предпринимателем, он отдал отходы от своей деревообработки. Вода – в четыре раза дешевле, чем бутилированная.

Почва для оптимизма

На самом деле, мне кажется, секрет успешной работы не в количестве финансовых возможностей, а в нормальных человеческих контактах. О хорошем деле всегда можно договориться. Церковь вот строить начали – тоже всё на добровольных пожертвованиях. Глава района Михаил Николаевич Тимофеев нас поддержал, с ним и место выбирали. Блоки для цоколя в Щербиновском районе выпросила. Металлом и песком на фундамент помогли предприниматели из города.

Небольшой храм-часовня строится на въезде в посёлок Моревка. Просьбу об открытии церкви не раз высказывали здешние православные верующие. Пока работает только молельная комната в одном из помещений административного здания. Здесь у моревцев всё – и сама администрация поселения, и клуб, и библиотека. Несколько месяцев назад молодёжь попросила место для занятий на тренажёрах – отчего же не помочь, появилась ещё и физкультурная комната. Здание-то большое, места много.

– Можно бы и на аренде немножко заработать, – говорит Элеонора Анатольевна, – да только сдавать некому.

Деловая активность в Моревке небольшая. Разве что пара-тройка магазинов, так у них есть помещения. Но людей неравнодушных, энергичных немало.

– В прошлом году мамочки собрались, детскую площадку подновили, покрасили сами. Мы им краску выделили. Главное, чтобы людям хотелось вокруг себя жизнь налаживать. Конечно, будь предпринимателей побольше, и сделать больше можно было бы. Но я всегда своим девчонкам на работе говорю: пусть занавесочки старенькие, но чистенькие.

На жизнь смотрю с оптимизмом. Знаете, если в стакан налить немного воды, кто-то скажет, что он наполовину пуст, а я – что он наполовину полон.

– Даже если речь о бюджете? У вас пока и половины запланированных на год доходов не собрано.

– Бюджет поселения – это не просто сумма арифметических действий. Это сложная система расчётов. Собственные доходы формируют в основном налоги на имущество и на землю, а сроки их уплаты – в октябре-ноябре. Если же смотреть налог на доходы физических лиц, который поступает в бюджет круглогодично, то больше половины годового назначения уже выполнено.

Недоимка по налогам у нас 219 тысяч рублей. Причём 214 из 324 должников в Моревке не живут, и они должны львиную долю – 190 тысяч.

Включаем резервы

– А какие вы видите резервы увеличения доходной части бюджета?

– На сегодня основной резерв – брошенное имущество. У него, наверное, есть собственники, но их многие годы никто не видел, и налогов они не платят. Только в многоквартирных домах таких насчитали по меньшей мере 9 квартир. Да и частных домов с десяток наберётся. Сейчас вплотную занимаемся сбором информации о собственниках. Процедура признания имущества бесхозным есть, только дело это хлопотное. Но откладывать дальше некуда. Дворы зарастают уже не бурьяном – лесом, квартиры вместе с коммуникациями ветшают, долги по коммунальным услугам растут.

А по большому счёту, Моревское сельское поселение, как и любое другое, может успешно развиваться только при наличии на его территории товарного производства, предпринимательской деятельности, частной инициативы.