Победа – всегда повод. Говорить, писать, хотя бы заинтересоваться. Пятикратная победа повышает интерес многократно. А Гран-при и четыре золотые медали ейского ЗАО «Приазовская Бавария», полученные им на 23-й международной сочинской выставке-ярмарке пивоваров, – это сильно. Ведь эта выставка считается самой престижной из всех конкурсов пивоваренного мастерства, проводимых в нашей стране.

Знатоки и традиции

В мае этого года в Сочи съехались производители пива со всей России, из Беларуси, кавказских республик, которые представили более двухсот образцов. В жюри сидели представители европейских стран с давними пивоваренными традициями. И Гран-при – приз не простой. Его присуждают сорту, получившему золотую медаль два года подряд. Тем славнее триумф ейчан.

Я много слышал о том, как предприятия представляют на профессиональные состязания специально подготовленные для этого образцы, а не то что действительно готовят на продажу. Поделился своими сомнениями с генеральным директором ЗАО «Приазовская Бавария» Еленой Григоренко, чем изрядно повеселил её. На конкурсы завод отправляет бутылки с пивом (образцы обязательно должны представляться в стекле), взятые прямо со склада готовой продукции, т.е. предназначенные для продажи.

Уже в ходе экскурсии по заводу стало понятно, что процесс изготовления пива очень сложен и невозможно подготовить специально для какого-либо конкурса десяток особенных бутылок. Одна партия пива – это восемь-десять тонн. И от начала варки до розлива по таре проходит тридцать-пятьдесят суток. Разные сорта – разное время приготовления.

Развитие и сорта

Качество продукции «Приазовской Баварии» признано и потребителями, и специалистами. При этом удивляет, что предприятие не пытается наращивать объёмы, не выпускает много новых сортов. «Мы ограничены в пространстве, так как находимся в центре города и вокруг – жилые дома. Потому и ассортимент небольшой», – объясняет Елена Григоренко.

В настоящий момент ейский пивзавод выпускает пять основных сортов пива, которые и завоевали награды в Сочи. А ещё квас, квасные напитки, тринадцать наименований безалкогольных напитков с добавлением натурального сока…

Благородная старость

Под всей территорией завода в два этажа расположены помещения с чанами и танками, в которых происходят процессы брожения и дображивания. В этих подвалах очень холодно. В цехе брожения – плюс десять, в лагерном отделении – плюс два градуса. Сопровождающая меня начальник производства Наталия Бурназова говорит, что идеальная температура для процесса – минус один, ноль. Встречаем двух женщин, очень тепло одетых. Поверху – непромокаемый комбинезон. Это операторы процесса брожения Галина Уланова и Ирина Маслякова. «Наши героини!» – с гордостью говорит Бурназова.

Эти женщины после освобождения чанов и танков моют их вручную, буквально залезая внутрь через небольшие люки. Если вспомнить температуру, при которой им приходится работать, невольно проникаешься уважением: действительно героини. И пусть ими не смущаются любители ейского пива. После окончательной обработки каждый чан проходит лабораторную проверку.

Наконец, Наталия Бурназова останавливается в одном из дверных проёмов и поднимает вверх руки: «Это самое старое место на заводе». Я поднимаю глаза чуть вверх и мысленно ахаю при виде старинной арки. Оказывается, здесь в 1861 году была вырыта яма для устройства лагерного отделения, с чего и началось строительство ейского пивного завода. Предки знали, что делали. «Мистика какая-то – именно в этом месте пиво получается самое ароматное», – говорит Бурназова.

Контроль качества

Производственно-технологическая лаборатория. Пробирки, колбы, сифоны… И Любовь Житкова, хозяйка всего этого, работающая на заводе уже двадцать шесть лет. «На одном месте очень интересно работать, – уверена она. – А в пивоваренной области особенно. Много изменений, новшеств. Хочется учиться, учиться и учиться. Это не рутина, а настоящее творчество». Начальник лаборатории имеет право на такие слова, ведь она принимает непосредственное участие в разработке новых сортов.

Именно здесь ставится барьер всему некачественному, начиная с сырья, поступающего на завод (солода, хмеля, рисовой крупы, пивных дрожжей), и заканчивая готовой продукцией. «Что нужно для качественного пива?» – интересуюсь я. «Солод, хмель, вода и совесть пивовара», – не задумываясь, отвечает Житкова. Воду на заводе используют обычную, водопроводную, из Ленинградского района – оказывается, она особенно подходит для пивоварения. Низкая жёсткость, мало сульфатов, железа. Всё это отражается на вкусе пива. Солод здесь используют отечественный. Наталия Бурназова уверяет, что он такого же качества, что и импортный. «Покупать сырьё в два раза дороже – это преступление для производства». Зато хмель – обязательно из Чехии или Германии. А совесть… Этот «ингредиент» – самый важный. «Представьте, что хозяйка варит борщ, – говорит Бурназова. – Если она просто всё побросает в воду, ничего хорошего не выйдет. А если подойдёт к делу с душой… Так и пивовар должен болеть за своё дело».

Варочный

Правильно он называется цехом производства пива. Здесь меня знакомят с двумя знаменитостями завода. Главный технолог Светлана Аверьянова – строгая неразговорчивая женщина. На заводе она – ровно тридцать лет. Почему? «Очень нравится эта работа. Не представляю себя без неё», – коротко говорит Аверьянова. Как главный технолог, она принимает непосредственное участие в разработке новой продукции. На ней лежит ответственность за весь сложный процесс варки.

А вот ещё один незаменимый человек – наладчик оборудования Анатолий Кучма. Двадцать лет на заводе и… золотые руки. «Он видит всю нашу технику насквозь и всегда знает, когда и что надо починить, подлатать, подвернуть. Может целый день ходить за начальником производства и говорить, что нужно заменить, к примеру, насос. И добьётся своего! Неравнодушен к работе», – заключает Наталия Бурназова.

По бутылкам!

Розлив выглядит как раз так, каким я его себе представлял: конвейерная линия, череда бутылок, женщины, споро управляющиеся со всем этим. «Если Светлана Юрьевна Аверьянова – это та самая совесть пивовара, о которой мы говорили, то начальник трёх цехов розлива Оксана Алексеевна Зубанова – его душа, – говорит Наталия Бурназова и поясняет, – не просто ответственный, а безупречный работник».

А в соседнем помещении делают пластмассовые бутылки. Те самые «полторашки», в которых все мы привыкли видеть пиво, минералку, сладкую газированную воду. Тёмно-коричневые, зелёные, белые… «Вот это называется преформа, – оператор Виталий Загребельный берёт в руки что-то вроде пластмассовой толстостенной пробирки, – она поступает в аппарат, где из неё выдувается полуторалитровая ПЭТФ-бутылка».

Люди

На ейском пивзаводе очень трепетно относятся к своему коллективу. «Кроме Наталии Бурназовой, Любови Житковой, Светланы Аверьяновой, Анатолия Кучмы, двадцать лет и более у нас работают варщики Ольга Бутенко и Елена Риндина, машинисты цеха розлива Людмила Кузьменко и Марина Сидорова, бухгалтер Светлана Гардабудских, электрогазосварщик Анатолий Зубарев, токарь Владимир Суховершко, оператор котельной Нина Дудко», – с видимым удовольствием перечисляет генеральный директор ЗАО «Приазовская Бавария» Елена Григоренко.

А вот в чём уверена Наталия Бурназова: «Коллектив нашего завода действует как единый слаженный организм. Все работают на один результат. И он, в конечном итоге, радует».