В ОАО «Родина» к уборке уже подошли все поля озимой пшеницы на площади 6200 гектаров. Влажность зерна по данным лаборатории предприятия предельно-допустимая, все полеводческие бригады ведут обмолот. К 3 июля урожай собран с четверти уборочной площади.

Я вместе с главным агрономом Михаилом Прасоловым побывала в третьей бригаде. По дороге Михаил Тимофеевич рассказал, что с осени из-за осадков не успели посеять в агротехнические сроки, сев затянулся до 4 ноября. В некоторые поля сеялки так и не смогли зайти, пришлось использовать разбрасыватели. Метод нетрадиционный, но он себя оправдал. Понятно, что посевы уходили в зиму очень неравномерными. Но весь комплекс агротехнических мероприятий был проведён и многие поля удалось «вытянуть», хотя разница в урожайности, конечно, будет.

Озимый ячмень уже убрали, он дал по 73,5 центнера с гектара. Пшеницу пока убирают среднего и позднего сроков сева, около 59 центнеров с гектара получают. Впереди ещё те поля, что засеяны были вовремя, до зимы раскустились и набрали полную силу. Но об урожае с них я Михаила Тимофеевича и не спрашиваю. Прогнозы крестьяне очень не любят. Синоптики обещали сильные дожди, ждали их и опасались, но, кажется, дождевой фронт ушёл в сторону. Это хорошо, значит, можно развернуть уборочную кампанию в полную силу.

Механизаторы в поле и так с рассвета до поздней ночи. Попросила познакомить меня с лучшими комбайнёрами. К одному из опытнейших – Николаю Маринину и ехали в третью бригаду. А застали его в небольшом простое. Обкашивал поле по-над балкой, зацепил камыш, лучик у жатки и обломился. Агроном бригады Татьяна Крижук объясняет: «Поля у нас чистые, но иногда, особенно где к балкам прилегают, камыш есть. И обрабатывали, и десикацию провели, а вот, видишь, случилась поломка. Бывает. Но Николай Николаевич справится, он специалист опытный, технику знает. У нас и на пахоте, и на севе, и на уборке задействован. Это поле только начали к уборке готовить, ещё края опахать надо будет. А Николаич сейчас жатку починит и – на другое поле, где Владимир Антоненко один работает. Ещё два комбайна в другую бригаду передвинули, там, говорят, дела более срочные.

– Некогда стоять, – беззлобно ворчит Маринин.

– Туда бы надо, на 119-е поле. Там пшеница полегла, не дай бог, дождь! Душа у меня за то поле болит. Убирать надо срочно. И зачем ты, Анатольевна, корреспондента привезла? Видишь, Орлик мой подкачал маленько!

На этом «Орлике» – Доне-1500 – Николай Николаевич с девяносто первого года работает. Знаю, помню, что всегда в передовиках ходит. И эта случайная поломка хоть и досадная, но мелочь. А результаты на уборке у него и сейчас неплохие, больше 760 тонн зерна намолотил с воскресенья.

Едем к Антоненко. Там уже большая часть поля убрана, солома в аккуратные рулоны спрессована. Ей в хозяйстве, где поголовье КРС составляет 3029 голов, применение найдётся. Там же, в животноводстве, ячмень используют. Да и убранную пшеницу с зернотока частично в кормоцех отправляют на хранение.

Это поле экспериментальное. Полупар, пшеница сорта «Айвина» после пшеницы, всходы были слабоватые, неравномерные. Кроме всех традиционных обработок и подкормок, ещё биопрепарат попробовали, он способствует разложению растительных остатков в почве. И результат есть.

– Выкарабкали, можно сказать, поле, – говорит Татьяна Анатольевна, – прикидывали, центнеров 55 даст.

Для Татьяны Крижук это уже четырнадцатая уборочная в хозяйстве, а всего её стаж в «Родине» – 35 лет. Раньше в плодоводстве работала. А для Михаила Прасолова жатва десятая, и уже пять лет он главный агроном.

Давно заметила я в копанских земледельцах такую неспешную степенность. Здесь как-то без суеты и шараханий хлеб растят и скот. И молодёжь такая же несуетливая. Михаил учился в Кубанском агроуниверситете по направлению хозяйства, в него и вернулся. Здесь родился, здесь и пригодился.