В крепком доме Натальи и Георгия Евтушенко просторно и очень светло. Всё, что нужно для жизни, и ничего лишнего. Правда, бывают они тут теперь нечасто. Начинается и заканчивается день на ферме, которую недавно построили, став участниками государственной программы «Начинающий фермер».

Тут, неподалёку от корпуса для коров и молодняка, поставили вагончик, обустроили его. Можно и кофейку сварить, и дух перевести. Ведь не шутка – 36 голов крупного рогатого скота, из них 19 – дойных коров.

Два доильных аппарата (турецкие, не замерзают зимой, работают без водяного насоса), транспортёр навозоудаления, навесные орудия для кормозаготовок, отлично вентилируемый и освещённый корпус для содержания скота, электропастух – все эти приметы совсем не любительского животноводства появились у Евтушенко после декабря 2012 года, когда был получен грант. Семейное ЛПХ к тому времени уже переросло свои рамки и встало на рельсы предпринимательства. Начинающий фермер Наталья Евтушенко собрала все необходимые документы для участия в государственной программе, и её бизнес-план был одобрен и поддержан в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Наталья – местная, александровская, учитель начальных классов. Георгий родом из Харькова, лётчик-истребитель. Вместе они исколесили весь Союз, от гарнизона к гарнизону. А когда Георгий Витальевич вышел в отставку, решили обосноваться в Александровке.

С работой в конце 90-х было не ахти, вот и появилась на подворье живность. Наталья к сельскому труду с детства была приучена. А муж, как она шутит, спустился с пятого этажа. И его, и её новое дело увлекло и затянуло с головой. Учились на ходу. Столько литературы перелопатили! Дальше – больше. По программе госплемподдержки приобрели двух нетелей голштино-фризской породы. С них и началось стадо. Потом купили телят мясной породы, а теперь есть и свой производитель, герефорд с вальяжным именем «Барин». Его кровь придаёт бурёнкам устойчивости к болезням, выносливости. А мясо у герефордов особенное, мраморное.

…Короткий путь от дома до фермы мы проскочили на «Ниссане». Георгий за рулём, но не преминул заметить:

– Это Наташина машина. Я считаю, каждая доярка на такой должна ездить. Молоко – это ведь живые деньги каждый день.

3гектара земли, выделенной в аренду хозяйству Евтушенко, занимает сама ферма, склад кормов и огороженный, поделённый на две части выпас с электропастухом. На одной половине пасётся стадо, на другой – пока трава подрастает. Видя, как серьёзно настроены фермеры, районная администрация тоже поддержала: в посёлке Степном им выделили 35 гектаров, там посеяли озимую пшеницу.

– Государство, конечно, фермерам помогает, – размышляет Наталья, – И финансами, и обучением. Мы участвовали во всех возможных программах, в которые нас приглашало управление сельского хозяйства Ейского района. Учиться ездили и в Брюховецкую, и в Краснодар, в институт агробизнеса. Только не надо думать, что деньги так просто дают. У нас до 2017 года каждый шаг расписан, за каждый шаг мы отчитываемся. И, кроме гранта, пришлось кредит брать. Зато сразу какой рывок сделали! Познакомились с предпринимателем из Староминского района. Она предоставила нам в аренду охладитель. Теперь через три минуты после дойки молоко уже охлаждается. Такое и сдавать можно гораздо дороже. Наше сырьё переработчики знают, с удовольствием забирают. А мы начинаем потихоньку мечтать о собственной переработке, о настоящей кооперации. Но это попозже, когда с кредитом рассчитаемся.

– Молоко – высокотехнологичный продукт, – вступает в разговор Георгий. – Его качество зависит от качества кормов, от здоровья самих животных, от условий их содержания, от тех, кто за ними ухаживает. Важно и доильное оборудование, и правильное охлаждение. Даже музыка, которую коровы слушают. Нашим, например, шансон по душе. Наталья уточняет:

– Бурёнки очень классику любят.

– Зато шансон погромче, – шутит Георгий. Они часто улыбаются, подтрунивают друг над другом. Но и в этих мелких пикировках заметны взаимные любование и уважение, – то, что крепит семью и помогает справляться с трудностями.

– Ты – моя опора, – сказал, приобнимая жену, Георгий, когда я их фотографировала. – А ты – моя, – шепнула она в ответ.