В коридоре на третьем этаже второй взрослой поликлиники большая очередь. В летнюю жару ожидание особенно утомительно, и одна из пожилых женщин начинает сетовать на то, что врач принимает так долго. Тут же из очереди ей отвечают:

– Надежда Григорьевна каждого выслушивает и каждому подробно рассказывает, что с ним случилось и как с этим быть. Она от пациентов никогда не отмахивается. Это ожидать вам сложно. Но когда вы к ней зайдёте, то наверняка сами пробудете там долго. Это и есть признак хорошего врача. А что ждём – так что ж поделаешь! Невелика цена за душевное внимание.

«Недовольная» вздыхает, ничего не отвечает – знает, что всё сказано верно. Другая откликается:

– Я к ней как только пришла со своими болячками, так она мне сразу же диагноз поставила и рассказала, что к чему. Потом, когда уже полное обследование прошла, – диагноз подтвердили полностью. Вот это талант и опыт!

Приём ведёт Надежда Григорьевна Швед, участковый терапевт посёлка Широчанка.

Надежда Григорьевна приехала в Ейск в 1981 году и устроилась на работу в ейский родильный дом. До этого, сразу после мединститута, ей довелось поработать единственным врачом в большом посёлке Ленинградского района. С тех пор и привыкла жить только своей работой, любить её и на трудности не сетовать.

А в марте 1983 года Надежда Григорьевна пришла участковым врачом в посёлок Широчанка. Вспоминает о первых годах работы с улыбкой:

– Раньше машины не было, на вызов ходили пешком. Жара, холод – значения не имеет. А участок большой, за день много километров находишь. Особенно тяжело было во время эпидемий гриппа – до 90 вызовов в день, бывало, принимали. Это помимо ежедневного обязательного приёма, и во время эпидемии очередь человек в 40 под моим кабинетом сидела. Но не унывала, надо – значит надо, плохо мне или хорошо – принимаю больных, а потом иду по вызову. Я 25 лет пешком по Широчанке отходила, уже привыкла к такому ритму жизни.

С тех пор, как ввели прививки от гриппа, такие авралы стали редкостью. К тому же в последние годы уже не приходится ходить на вызов пешком – выделили машину. Но участок всё равно большой: Надежда Григорьевна в день принимает до 28 человек при норме 22 человека. Плюс ещё вызовы на дом – не менее трёх за день. Работа на полторы ставки – уже давно норма. И при этом всем уделяет равное внимание. Своих пациентов не только в лицо знает – узнаёт по шагам и по голосу. Медсёстры удивляются, как она за закрытой дверью кабинета точно угадывает, кто сейчас присоединился к очереди. Никаких чудес. Надежда Григорьевна лечила несколько поколений широчанцев, изучить и привыкнуть успела.

Доктор уже 13 лет на пенсии, но работу не бросает. Есть семья: дети, внуки и даже правнуки. О каждом нужно позаботиться. Такой стиль жизни напрочь выбивает стремление жить для себя. Этого Надежда Григорьевна уже давно не умеет:

– Жалко бросать участок, я привыкла настолько, что это уже давно часть моей жизни. Конечно, на городских участках немного полегче, но как же я своих широчанцев брошу? Возраст? А что возраст? Мне есть для чего жить.