Торговля сувенирами давно стала у нас неотъемлемой частью курортного сезона. Хорошо от этого всем – туристы без суеты прикупают себе что-нибудь на память, предприниматели активно зарабатывают, а муниципалитет пополняет бюджетные возможности. Всем бы жить да радоваться, но у нас опять есть повод поспорить. Тема не новая – схема размещения торговых объектов и «поместная» цена.
Предполагается, что этим летом сувенирных палаток в Ейске будет, как минимум, 190. Схема их дислокации уже разработана – точечно по центру и в массовом порядке вдоль пешеходной дорожки на пляж. Изменения небольшие, но обещающие заметно больше порядка – например, лоткам не придется толпиться в центре города.

– Выглядеть это будет так: шесть точек на улице Ленина от Победы до Свердлова, столько же на Свердлова между Ленина и Карла Либкнехта. Еще 20 торговых мест мы планируем разместить на участке по Свердлова от Коммунаров до памятника Ленину, – пояснила нам руководитель отдела потребительского рынка И.Ф. Кожанова. – Остальные предприниматели, помимо пляжной зоны, будут радовать покупателей на Приморском бульваре и у памятника Воронцову.
В общем и целом план неплох – сувенирная продукция должна быть доступна в любой или хотя бы наиболее посещаемой части города. Однако есть и другая точка зрения. Часть сувенирщиков выдвинули встречные предложения. Например, объединить 65 лоточников – то есть всех, кто не осел на пляже, – на улице Ленина, напротив санатория «Ейск».
При этом теоретически понятное желание, «тянет» за собой практически невыполнимые подпункты: например, перенести ларек «Роспечать» или перекрыть доступ транспорта к рабочим местам предпринимателей. Госавтоинспекция дает на это категорический отказ, потому как любое ограничение сделает находящиеся рядом здания практически недоступными не только для мусоровозов, но и для «скорой помощи» или пожарной машины. Не говоря уже о том, что санаторий ежедневно вывозит детей на пляж.
– Есть еще причины, – продолжает И.Ф. Кожанова, – конкурс на размещение торговых мест назначен на 30 марта. Информацию об этом мы заранее поместили в газете и на официальном сайте муниципалитета. Изменение каких-либо условий требует проведения нового конкурса. По закону (сроки подготовки там четко определены), его возможно будет провести только в мае. А значит, финансово пострадают не только остальные предприниматели, но и бюджет. Кроме того, право размещения нестационарных торговых объектов целиком принадлежит органам местного самоуправления.
Они же, гласит законодательство, назначают стартовую цену для торгов и рассматривают возможность рассрочек или отсрочек платежа. И здесь возмутившимся бизнесменам – помимо прочего, они предложили совместно поработать над ценовой политикой, тоже не повезло. Летний сезон, говорят в администрации, понятие кратковременное. Зато взыскание неустойки с неплательщиков – процесс затяжной. Примеров тому масса, поэтому и рассчитывать на поблажки сезонному бизнесу не приходится.
Кроме того, с нынешнего года в Ейске отказались от аукциона. Причин несколько. Одна из них: последние изменения в налоговом законодательстве «привязывают» торговое место, выставляемое на аукцион, к земельному участку. Он в обязательном порядке должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. А это требует времени и значительных затрат. Кроме того, на аукционе достаточно предложить самую высокую цену и принимать поздравления. Конкурс же предусматривает дополнительные условия – отсутствие у участников налоговой задолженности, наличие договора на вывоз мусора и многое другое.
– Подобный механизм уже три года работает в Краснодаре, – говорят в торговом отделе, – причем, его опыт одобрен краевой прокуратурой.
Наша прокуратура тоже не бездействует. Так, датированная прошлой неделей, проверка законности конкурсной процедуры нарушений не выявила.
– Более того, – добавляют специалисты, – она вполне устраивает большинство предпринимателей. Как и количество мест, их цена и предложенный план размещения.
Елена Яковлева.