«Священная история в красках» – это не хаотичное собрание образчиков иконописи, а очень тщательно подобранная коллекция из 51 предмета.

Небольшая часть – из запасников ейского историко-краеведческого музея. Остальные предоставлены Ейской епархией. В обычное время иконы находятся в храмах города Ейска, станиц Каневской, Старо– и Новощербиновской, Должанской, Староминской, Ясенской. Им поклоняются верующие. У каждой – своя, очень сложная история. Каждая в чём-то необычна. Иногда при взгляде на икону ощущаешь себя будто в другой реальности – такого просто не должно быть. Я имею в виду не религиозный, а художественный аспект.

Время оставило на этих реликвиях неизгладимый отпечаток. В дереве появились многочисленные дырочки – следы насекомых. Это естественно для икон, создание которых датируют восемнадцатым-началом двадцатого столетий. А вот выколотые глаза у ряда священных изображений – это результат красного колеса, прокатившегося по отечественной культуре в прошлом веке. Эта же причина появления сколов на многих иконах, ведь часто их десятилетиями прятали в самых невероятных местах. Многие краски утратили свежесть из-за толстого слоя олифы, нанесённого руками неумелых реставраторов. Но всё это вместе взятое создало потрясающий привкус истории, который ощущаешь при ознакомлении с выставкой.

Настоящие шедевры конца девятнадцатого века – «Вознесение Господне» и «Архангел Гавриил», бывшие некогда частями одного иконостаса. Очень тонкая работа художника – живые лица, до сих пор яркие краски, сложный травчатый орнамент и… абсолютно академическая иконопись. Последнее отмечаю особо потому, что в «Священной истории в красках», как бы это ни звучало каламбурно, мало канонического. И много нестандартного, из ряда вон выходящего.

Так, на иконе «Споручница грешных» и богоматерь, и младенец имеют лица, скорее всего, реально живших людей. Та же история и с «Покровом Пресвятой Богородицы». Лица множества изображённых на ней святых написаны с нарушением канонов, каждое имеет свои характерные черты. Возможно, что на этой иконе, написанной под заказ состоятельного человека, под видом святых выведена вся его большая семья. Ещё несколько икон напоминают больше картины мирских живописцев на темы Священного Писания.

Очень необычна «Богородица на войне», написанная после 1915 года. По преданию, генерал Брусилов в одном из сражений Первой мировой попал с войсками в окружение. Явившаяся ему богоматерь указала рукой направление, куда никто и не подумал бы идти. Решили поверить знамению, и не только вышли из окружения, но ещё и разбили врага. На иконе, написанной будто бы детской рукой, перед явившейся Богородицей изображены русские солдаты в форме того времени.

Самая, на мой взгляд, загадочная икона выставки – «Не рыдай меня мати». Неизвестно, когда и где она была создана. Считается, что её написали в конце семнадцатого века, но есть сомневающиеся, относящие её к девятнадцатому. Сама икона напоминает произведение современного художника-постмодерниста, использовавшего определённые каноны иконописи. Ну откуда на православной иконе могут появиться мотивы рисунков с древнеегипетских папирусов и пирамид?

Очень широко представлены образы Божией Матери. Здесь есть Владимирская и Казанская, Смоленская и Почаевская, Троеручица, Помощница в родах и много других. Неудивительно, ведь на Руси к Богородице всегда было особое отношение. В лихую годину для государства или при личных бедах к ней обращались за помощью. Защитница, заступница, путеводительница – поэтизированный образ, корнями своими уводящий с небес на грешную землю, к почитанию материнства вообще.