С каждым годом фестиваль кубанской журналистики становится всё грандиознее. Юбилейный, десятый, тоже провели с размахом и во всю ширь души. Строчки гимнов и вальсов, сочинённых и записанных специально по этому поводу, и сегодня кружатся в голове: «Давайте же чаще встречаться, нам нужно друг в друга вглядеться…»

У меня на этом фестивале было три пронзительных момента. Первый – ещё до открытия, когда читала розданные при регистрации сборники участников конкурса «Золотое перо Кубани» – 2013. Разные там тексты и по мастерству, и по тематике. Один зацепил ни на шутку: журналист «Комсомольской правды на Кубани» пытался записаться в лагерь подготовки националистов в Украине. Это сейчас мы наслушались, насмотрелись, нарассуждались. Уже расставили все точки и запятые. А это, заметьте, прошлогодняя публикация. Так и хочется спросить автора, ты тогда весь грядущий ужас почувствовал или просто за «вкусненьким» охотился?

Второй эмоциональный удар тоже оказался связан с Украиной. Во время открытия фестиваля, вечером, на концерте вдруг попросили убрать лёгкую музыку, что сопровождала диалог ведущих, и включили запись ролика, недавно взорвавшего интернет: «Никогда мы не будем братьями». А следом с большого экрана у сцены прозвучал «Ответ украинке» Леонида Корнилова (он тоже уже набрал в Youtubе под миллион просмотров).

Я знала, что сентиментальна. Но была совсем не готова плакать посреди праздника. И сдержаться не могла. Всё-таки слово может иметь огромную силу. И то, как мы с ним обращаемся, со словом, стало третьим моим потрясением на фестивале. Это я говорю о мастер-классе Валерия Выжутовича, обозревателя «Российской газеты».

Представьте картинку: Валерий начинает фразу, а все, кто в зале, её легко и со смехом продолжают. Раз, другой, третий, двадцатый… И всё в точку. И смешно, и неловко, потому что речь-то идёт о журналистских штампах. Я сама часто вычёркивала из материалов корреспондентов затасканные до отвращения цитаты и поговорки про верёвочки, которые вьются, яблочки, которые от яблоньки, и прочий фольклор, давно уже ставший словесным мусором. Но, честно, не оценивала масштаб этого явления. Валерий Викторович приводил всё новые и новые примеры, повторяя, что использовать «это» в своей авторской речи, конечно, – дело вкуса. А у меня в какой-то миг нарисовалась картинка: человек стоит посреди бурного мутного потока и пытается распахнутыми руками остановить его напор. Искренне сочувствую, соглашаюсь с каждым словом. Но разве это можно остановить?

Приехала домой, поделилась с коллегами своими мыслями и услышала в ответ: это надо делать. Те, кто услышали и прониклись, может быть, встанут рядом и всё же сумеют поток пошлости и банальности если не остановить, то хотя бы сдержать. Сомневаюсь. Ведь повторять банальности привычнее и проще, чем думать и выражаться самостоятельно.