Вы умеете звонить в воображаемый звонок? А сможете многажды произнести одно и то же слово в разных интонациях: иронично, насмешливо, гневно, радостно? Или немедленно придумать диалоги, сюжет и тут же сыграть небольшую сценку? Воспитанники кукольного театра, работающего в детском юношеском центре, могут и не такое…
У кукольного театра много лиц. Он может быть пальчиковым, настольным, перчаточным. Есть ростовые куклы. Высшим шиком и верхом мастерства для кукловода является умение управлять марионетками – куклами на ниточках. Воспитанники Нелли Василенко – руководителя кукольного театра ДЮЦа – виртуозностью кукловождения смогут похвастаться не скоро. Они занимаются в кружке всего несколько месяцев, но каждый уже успел проявить какие-то яркие черты своего характера: артистичная Настя Хорошаева, обязательный (пообещал – сделал) Саша Ожередов, посещающая сразу пять кружков Тамара Прядко. Они уже умеют самостоятельно изготавливать куклы, работать с ними за ширмой и сами придумывают небольшие сценки. Нелли Василенко учит их секретам кукловодческого мастерства: к примеру, следить за тем, чтобы нос куклы не задирался вверх, ведь в этом случае она не будет «смотреть» на зрителей. Но самое главное: «берегите куклу, она ведь живая и все чувствует», – учит маленьких актеров Нелли Валерьевна. К концу года она собирается поставить со своими воспитанниками большую сказку по мотивам художественного фильма «Мама». В основе сюжета – русская народная сказка о волке и семерых козлятах, которая учит детей важным жизненным правилам: слушаться старших, не открывать двери чужим. «Каждая сказка чему-либо учит, – говорит Нелли Василенко, – не зря детям с отклонениями в психике назначают сказкотерапию. Она показывает хорошие результаты». Был у Нелли Валерьевны случай, когда мама одной из ее воспитанниц пожаловалась: девочку невозможно заставить чистить зубы. Эту ситуацию обыграли в одной из на ходу придуманных сценок. К удивлению матери, капризничать ее дочь перестала.

Странное дело, из семи маленьких актеров кукольного театра Нелли Василенко двое – мальчишки. Откуда у них тяга к куклам, игра с которыми больше свойственна девочкам? Один из парнишек, придя в кружок, признался, что ищет общения. Кроме того, выяснилось, что он очень хочет выступать, но болезненно стесняется выходить на сцену. Зато за ширмой у него все прекрасно получается.
Нелли Василенко занимается театральными кружками более двадцати лет. Наверное, преподаватель, который смог подвигнуть хоть одного своего ученика на выбор сходного жизненного пути, может сказать, что прожил жизнь не зря. Двое из воспитанников Василенко поступили в театральный институт, став актерами. Правда стремления сделать из ребят и девчонок профессиональных актеров у Нелли Валерьевны как раз и нет. «Если научатся хотя бы куклу для своих детей делать – и то хорошо», – говорит она. Сегодня в своем кружке Нелли Василенко пытается решить задачу более серьезную, нежели постановка силами нескольких ребят отдельных спектаклей кукольного театра. По ее наблюдениям, современные дети абсолютно не умеют играть – не в смысле театральном. Дети не умеют играть в детские игры! Не могут фантазировать, не знают детских песен и игр. Не могут выйти из сложной, конфликтной ситуации – на первых занятиях маленькие актеры даже затевали потасовку за приглянувшихся кукол. Именно доброжелательности и умению общаться учат в кукольном театре ДЮЦа. Теперь за куклы уже не дерутся, предпочитая формулу «сегодня – ты, завтра – я». А еще Нелли Василенко учит детей сочинять сказки, тут же представляя их с помощью кукол. И как же сияют глаза маленьких кукловодов, когда они получают за свои фантазии похвалу от наставника.
Игорь МАЛАХОВ.
Фото автора.