Свободный человек. Не каждый может это о себе сказать, и редко кто таким себя считает. Определение «свободный человек» ему очень подходит. Он себя так и называет. Сразу сразил заявлением: «У меня нет вообще будильника. И ещё у меня не бывает понедельника. У меня каждый день воскресенье». Уточню, Валерию шестьдесят, он северный пенсионер. Ведёт здоровый образ жизни. И уже два года сыроед. А до этого много лет был «обычным вегетарианцем». Такого человека мы принимаем, в лучшем случае, за чудака.

И что бы вы подумали, увидев, например, такую сцену? «Я езжу на велосипеде за морской водой, я ею зубы полощу, – рассказывает мне Валерий. – На «каменке» встречаю свадьбу. И отчего-то захотелось мне остановиться. Подхожу к жениху с невестой и говорю, что хочу прочитать им свои стихи. Все притихли и странно так на меня смотрят. А когда прочёл им своё стихотворение о любви, мне захлопали. Со мной такое бывает. Могу подойти к незнакомому человеку и сказать ему о том, что думаю. Один, бывает, захихикает, другой насторожится. А когда послушают, просят ещё стихи почитать. Надо сказать, воспринимала я всё это с пониманием. Поскольку сама познакомились с Валерием в похожей ситуации.

Семеро с ложкой

Я побывала в клубе здорового образа жизни, куда Валерия пригласили его единомышленники-вегетарианцы. Валерий рассказал, как стал вначале вегетарианцем, после – сыроедом. Собравшиеся обменялись опытом и кулинарными секретами. Накрыли роскошный сыроедческий стол. Попробовать столь вкусные блюда не каждому случится. Здесь же, на моих глазах, их и приготовили. Валерий был «шеф-поваром». Вооружившись тёркой, «соорудил» по собственному эксклюзивному рецепту особую аджику. Вкусней деликатеса я не пробовала. «Это, – пояснил, – плод моего кулинарного творчества. Здесь, – перечислил, – болгарский перец, чеснок, горький перец, грецкие орехи, кинза, петрушка, укроп, помидоры, оливковое масло… Я много вариантов перепробовал, перебрал кучу ингредиентов. И результатом я доволен. Еда вегетарианца или сыроеда непременно должна быть вкусной. Пресную пищу я не люблю. Этой аджикой приправляю даже яблоки, бананы.

Знать мало – нужно делать

Вегетарианцем я стал больше двадцати лет назад, когда возникли проблемы со здоровьем. И так как тогда я ещё не читал книг доктора Синельникова, поехал на консультацию в Москву, к столичному профессору. Сделал он мне назначения и пообещал, что станет легче. Но предупредил: «Если образ жизни не изменишь, твоя болезнь вернётся и тогда ты скажешь, что я шарлатан». Если честно, я тогда подумал: значит мало денег дал. А сейчас я понимаю, как профессор был прав. Это как в восточной притче. Юноша спрашивает у мудреца: «У меня в руке бабочка – она живая или мёртвая?» «Ты сам об этом знаешь – ведь всё в твоих руках», – отвечает мудрец. Так и наше здоровье. Оно зависит не столько от лекарств, сколько от нас самих.

Больше того, мы не можем знать, какие события в нашей жизни сослужат нам в будущем добрую службу. Я сейчас благодарю тех, на кого когда-то обижался. Живя в Удмуртии, я был начальником, народным депутатом. Была семья. Потом я пережил предательство. Сейчас я благодарен этой женщине за всё, что со мной тогда случилось. Ведь если бы не это, и я не стал бы другим. Тогда я записался в клуб «Помоги себе сам». Начал заниматься моржеванием, стал вегетарианцем. Поначалу этим даже гордился. А сейчас убедился – ничего сверхъестественного в таком образе жизни нет, это может каждый.

Но хочу предостеречь – всё нужно делать постепенно. Я по характеру такой, что, приняв решение, сразу следую ему на сто процентов. И когда в 2012-ом, прочитав «Пищу сыроеда» Андрея Левшинова, узнал, что пища после термообработки «мёртвая», я очень резко перешёл на сыроедение. Мне показалось, это просто и легко. Оказалось – не совсем. Что-то со мной не то творилось. Я чувствовал слабость, стал нервным… Пришлось на время оставить сыроедение и перейти на обычное вегетарианство. И тут мне в магазине «Эзотерика» предложили книгу Галины Шаталовой «Целебное питание», и я свои ошибки понял. Следующая книга, которую прочёл, называлась «Дневник сыроеда». Она меня буквально потрясла. К примеру, стало открытием, что очень вкусный борщ можно приготовить в блендере из сырых продуктов. И стал я возвращаться к сыроедению, но теперь уже постепенно. И всё равно мне было нелегко, к примеру, обходиться без конфет, сметаны, творога. Но так как я прочёл у Левшинова, что молочные продукты содержат не только кальций, но и вредный для организма продукт, из которого делают казеиновый клей, и даже хлеб не очень-то полезен, я всё же смог от вредных продуктов отказаться.

Организм подскажет

И всё равно мне поначалу было трудно. Моей ошибкой было то, что, переходя на сыроедение, я продолжал моржевание. А был декабрь, морозы. Мне не хватало энергии. За четыре месяца я похудел на 14 килограммов. Мне постоянно хотелось есть. К тому же, все мои болезни, казалось, вылезли наружу. Но у Андрея Левшинова прочёл, что, выдавая мнимые болячки за реальные, наш организм испытывает нас на прочность. И я продолжал искать в питании баланс, который подходил бы лично мне. Который организм не будет отторгать. Я восемь месяцев экспериментировал с продуктами, подбирая те, которые будут мне приятны. Ведь одно из главных правил сыроеда – еда должна быть вкусной! В конце концов, нашёл что искал. В моём меню огурцы, помидоры, дыни, яблоки, капуста (квашу непременно сам), а ещё люблю авокадо, манго… Часто слышу, что сыроедение – слишком дорогое удовольствие. Но всё же удовольствие! И я его получаю с тех пор, как нашёл оптимальный для меня вариант сбалансированного питания. И лучше я сейчас потрачу деньги на то, что считаю вкусным, чем позже буду тратить их на лекарства и хождение по врачам. Кто-то спросит, хватает ли мне денег – ведь я живу на пенсию. Хватает потому, что значение денег в своей жизни я не преувеличиваю. Согласен с мудрецом, который утверждал: «За деньги можно купить раба, но не друга. Секс, но не любовь. Лекарство, но не здоровье. Диплом, но не знания. Землю, но не небо».

Хочешь быть счастливым – будь

«Когда-то, – рассказывает Валерий, – я прочёл книгу, которую написала американская писательница и путешественница. Она ехала в одну из глухих индийских деревень. И километра за два до селения заглох мотор в машине. А чемодан был неподъёмным. Она в отчаяньи стояла на дороге. И вдруг из джунглей вышла пожилая женщина, приветствовала её и, подхватив огромный чемодан, как пёрышко, сопроводила до деревни. Там не было водопровода, интернета и никогда не слышали о супермаркетах. Но люди, там живущие, были счастливы. Их лица сияли улыбками. Они хотели и умели радоваться жизни. А вы, – Валерий обращается ко мне, – замечали, как много хмурых лиц на наших улицах? Недавно стал свидетелем сцены в маршрутке. Заходит женщина, видит приятельницу и сразу: «Ты что такая грустная?» И та как аргумент: «Так я ж с работы еду». «А как здоровье дочки?» «Врачи рекомендуют есть овсянку, а эту паразитку не заставишь! И мать туда же: жарит яичницу и её соблазняет. Будто не соображает…» Так, обвиняя окружающих во всём, мы создаём соответствующий настрой. А потом, как эта девушка, несём его домой, своим родным.

В человеке, очищающем свой организм от «грязной» пищи, происходят духовные перемены. Связь здесь самая тесная. И выбрав сыроедение, стараюсь жить по принципу: добро, которое кто-то сделал для тебя, передай другому. Ведь жизнь и есть движение добра. Стараюсь передавать окружающим положительную энергетику. Сейчас вот её вам передаю, – смеётся. – Ведь у меня энергии с избытком. Сыроед её не тратит для переработки «грязной» пищи – все витамины и микроэлементы легко всасываются в кровь.

И чисто практические преимущества у сыроедов тоже есть, – считает Валерий. – К примеру, не нужно стоять у плиты, мне легче мыть посуду… Дальше перечислять? – улыбается. – Ещё пришёл к выводу, что познавательные для духовного и физического развития книги куда полезнее, чем интернет и телевизор. Езжу на интересные семинары. Общаться с единомышленниками намного эффективнее, чем черпать те же знания из интернета. В планах стать праноедом. На санскрите «прана» – энергия, которую человек получает от солнца и из воздуха. Есть люди, которые научились вообще обходиться без пищи. Их называют солнцеедами. Пока изучаю всё, что об этом пишут. Продолжаю оставаться сыроедом и следую ритму жизни, предписанному нам природой. Встаю в 5.30. Ужинаю до 18 часов. Ложиться стараюсь не позже девяти-десяти часов вечера. Занимаюсь тибетской гимнастикой. По утрам у меня четырёхкилометровая пробежка. Делаю специальный комплекс упражнений для укрепления пресса. Хожу в плавательный бассейн. И каждый день купаюсь в море. А если лёд, то обливаюсь. «И сегодня купались?» – спрашиваю. «А вы и сегодня дышали?» – отвечает.