Ейск, хоть расположен на морском берегу, но ассоциируется скорее с летчиками, чем с моряками, и уж тем более подводниками. Представителей этого рода войск, ставших по тем или иным причинам ейчанами, наберется от силы сотня. День подводника – не настолько «раскрученный» праздник, как, например, День пограничника или десантника. Тем не менее, вместе с близкими они обязательно сядут за стол, чтобы отметить день, ставший судьбой.
Экипаж – одна семья

Так говорят на флоте. Вот такой экипаж в Ейске уже более пяти лет. Это фирма «Ейскэлектросервис», которой руководит Евгений Зюбин. Сам подводник-черноморец, в прошлом начальник электромеханической службы соединения, он собрал команду специалистов, имеющих за своими плечами флотскую службу, в том числе и на подлодках. Вот некоторые из них: капитан 1 ранга Игорь Феликсович Крылов, капитаны 2 ранга Николай Николаевич Гречушный, Андрей Николаевич Ивлев, сам Евгений Иванович Зюбин, Игорь Евгеньевич Фроленков, старший мичман Владимир Николаевич Дудник, старшина 2 статьи Сергей Сергеевич Коцюба. Теперь это представители сугубо мирных профессий. Старшина команды штурманских электриков В.Н. Дудник работает мастером участка по ремонту и обслуживанию электроустановок жилых зданий, командир электротехнического дивизиона И.Е. Фроленков – инженер-проектировщик, командир дивизиона движения А.Н.Ивлев – возглавляет отдел продаж, корабельный электрик С.С.Коцюба – электромонтажник по освещению и осветительным сетям. После знакомство с личными делами в отделе кадров неизбежно возникает вопрос к руководителю предприятия:
– При выборе сотрудников предпочтение отдавали бывшим подводникам. Почему?
– Я прекрасно знаю уровень профессиональной подготовки моих коллег. Знаю, как трудно в Ейске найти работу соответствующую их уровню знаний и опыту, – отвечает он.
На базе небольшого предприятия давно существует своеобразное «землячество». Правда, попадают в него не по национальному признаку.
– Мы поддерживаем друг друга. Сам приехал в Ейск 10 лет назад. Устраиваться на новом месте пришлось за счет собственных сил, а не знакомств и протекций, – рассказывает Евгений Иванович.
Сегодня Зюбин – предприниматель, а его сын, выбравший вначале физико-математический факультет университета, пошел по стопам отца и служит помощником командира подводной лодки Тихоокеанского флота.
«Усатая синица»
Игорь Феликсович Крылов родился в Тирасполе – городе сухопутном, но рядом была Одесса. Здесь все было пропитано морским духом и все, в той или иной степени, были связаны с морем.
– Еще когда учился в школе, написал заявление в военкомат, мол, хочу быть подводником, – говорит Игорь Феликсович. – Но в середине 70-х стране нужны были ракетчики.
Несмотря на отказ военкомата, юноша отправляется в Ленинград, где поступил в военное училище. Поступил без проблем, учился хорошо и получил право выбора места будущей службы.
– Показал на карте самую дальнюю от Ленинграда точку – Камчатский полуостров. Хотелось романтики и экзотики, – вспоминает Крылов.
База подлодок в поселке Рыбачий стала единственным пристанищем на все 22 года службы. Здесь он прошел путь от инженера связи до командира атомной подлодки. Еще в начале службы лейтенант Крылов стал участником событий, которые чуть позже писатель-маринист Николай Черкашин описал в своей книге «Крик Дельфина». В конце 70-х годов американцы создали малошумные подводные лодки типа «Огайо». Несмотря на многочисленные попытки, советские субмарины никак не могли их обнаружить и отследить. В 1981 году подводники попробовали «прижать» американскую лодку в 1981 году у острова Гуам, но безуспешно. Вот тогда командование и приняло решение о проведении операции «Усатая синица». В автономное плавание к западному побережью США вышли 4 советские подлодки.
– Разведка передала данные о том, когда и в каком квадрате появится американская лодка. Наши субмарины ждали ее вблизи территориальных вод Соединенных штатов, – рассказывает Игорь Феликсович. – В свою очередь американские военные, зная о походе русских, объявили о начале учений, в программе которых было и глубинное бомбометание.
Подводная лодка, на которой в то время служил капитан-лейтенант Крылов, подверглась атаке, но все закончилось благополучно. А среди подводников Тихоокеанского флота до сих пор ходит легенда о том, что командир одной из подводных лодок оказался отчаянным парнем. Обнаружив «Огайо», он не дал ей шансов скрыться. Игра в «кошки-мышки» между советской и американской субмаринами длилась долго, они метались между территориальными водами США и Канады, и в конце-концов, «американку» загнали обратно на базу. Так начиналось противодействие наших субмарин малошумным лодкам «Огайо».
Уже будучи командиром атомной подводной лодки, Игорь Феликсович еще раз столкнулся с американскими «коллегами». На дворе стоял 1996 год – «холодная война» закончилась и события разворачивались несколько в ином ключе. Но все равно американские «друзья» не оставляли попыток противодействовать нам на море.
– Наш экипаж совершал «автономку» к западному побережью США. Примерно в 200 милях от Гавайских островов в кормовой отсек лодки стала поступать вода. Нештатную ситуацию удалось быстро ликвидировать, На базу пришлось возвращаться на электродвигателях, – говорит Крылов. – Двигались десять дней не только тихо, но и медленно. И все эти дни американские корабли не оставляли попыток «дружеского» сопровождения лодки. Но обнаружить нас и тем более помешать нашему возвращению им не удалось.
Когда подводники вернулись домой, родственники им рассказали, что первые данные об аварии поступили из американских СМИ. Бывшие противники предлагали российскому командованию помощь в транспортировке субмарины для ремонта в доках военной базы Перл-Харбор.
Вера, надежда и любовь
Со своим будущим мужем Игорем Маргарита Александровна Фроленкова познакомилась еще в школе. Он учился в военном училище в Севастополе, она – в вузе Луганска. После третьего курса поженились, еще через год появился малыш. Затем последовало распределение на Северный флот.
– Он в походах, я работала, воспитывала детей. Если есть любовь, взаимопонимание и уважение – все трудности преодолимы, – отвечает она на вопрос о том, что составляет самую большую трудность в жизни жены подводника. – Я верила в него и доверяла ему. А «черные» мысли гнала прочь. Ведь ситуации за годы службы были разные.
Все наши разговоры, конечно, вертелись вокруг службы и быта подводников. «По два-три месяца под толщей воды или льда, слушая только работу приборов, видя одни и те же лица, и не знаешь, не подведет ли оборудование, доведется ли и на этот раз вернуться домой… В чем же тогда романтика службы подводника? Наверное, она в ощущении себя частичкой особой касты военных-подводников. А еще в преодолении тысячекилометровых океанских просторов в чреве атомного кита – чуде технической мысли. И в ощущении себя на передовом рубеже державы, которой остается Россия», говорили они.
Сусанна Сомова.